Анализ точки безубыточности

Цель главы – определение минимального объема продаж продукции предприятия, при котором оно будет работать без убытка.

1. Определение исходных данных для анализа точки безубыточности

Исходными данными для анализа точки безубыточности предприятия являются значения плановой цены единицы продукции, переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат за период.

Определение ценына продукцию производится путем сочетания затратного и рыночного подхода к ценообразованию.

Согласно расчетам в части 5, полная себестоимость по годам реализации проекта составит: 5138руб/ед. в 2015г.,4354 руб./ед . в 2016г., 3414 руб./ед в 2017 г. Целевая рентабельность затрат (отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции) должна составить не менее 20 %. Согласно затратному подходу, такую рентабельность затрат предприятию должны обеспечить следующие цены на продукцию: 6166 руб./ед. в 2015 г., 5225 руб/ед. в 2016 г., 4097 руб./ед. в 2017 г.

(Порядок расчета: 5138* (1+20%/100) = 6166 руб/ед .; 4354*(1+20%/100 = 5225 руб/ед.; 3414*(1+20%/100) = _4097 руб/ед.)

Анализ рынка, проведенный в частях 1,2, показывает, что цены, установленные затратным методом, в первый год работы предприятия не будут являться конкурентоспособными: цена на аналогичную продукцию основного конкурента – ООО «Альба»» - составляет около 6000.руб./ед. . За счет наращивания объема производства и приобретения опыта работы на рынке, уже в течение второго и третьего года своей деятельности, ООО «Комплект» сможет составить конкуренцию многим предприятиям, изготавливающим рабочую одежду.

С точки зрения рыночного подхода, предприятию следует установить следующие плановые цены на комплект рабочей одежды : 5640 руб./ед. в 2015г. (меньше цены основного конкурента), 6000 т.р./ед. в 2016г. (на уровне цены основного конкурента), 6360т.р./ед. в 2017г. (на уровне цены основного конкурента с учетом инфляции 6%).

Так как предприятие будет являться новичком рынка, на котором уже действуют несколько успешных компаний-конкурентов, для завоевания целевой доли рынка ему необходимо обеспечить ценовое конкурентное преимущество своей продукции.

Для достижения целевой рентабельности затрат необходимо по возможности сокращать затраты. Однако, для развития предприятия потребуется приобретение более современного оборудования. Предприятие планирует улучшать условия работы своих сотрудников. Все это скажется на ценообразовании.

Можно проанализировать минимальный объем продаж предприятия, который сможет обеспечить отсутствие убытка и заданную рентабельность затрат. Так как в первый год работы ООО «Комплект» приобретает опыт, проанализируем критические объемы продаж и объемы продаж, обеспечивающие заданную рентабельность затрат (20%), по каждому году.

Исходные данные для анализа точки безубыточности по годам реализации проекта представлены в таблице 6.1:

Таблица 6.1. Исходные данные для анализа ТБУ

Показатели
Рекомендованная цена, р./ед.
Переменные затраты на единицу, р./ед.
Годовые постоянные затраты, р./год

2. Построение графиков и расчет точек безубыточности

Данные для построения графиков показателей, определяющих точку безубыточности, по годам реализации проекта определены в таблице 6.2:

Таблица 6.2. Данные для графиков ТБУ

 

Показатели Ед. изм. 2015 год 2016 год 2017 год
(1 точка) (2 точка) (1 точка) (2 точка) (1 точка) (2 точка)
Объем продаж ед./год
Выручка руб./год
Переменные затраты руб./год
Постоянные затраты руб./год
Совокупные затраты руб./год

 

Критически объем продаж определяется следующим образом:

(данные из таблицы 6.1)

 

N кр 2015 = 8131000 = 1873

5640-1300

 

N кр 2016 = 9757200 = 2135

6000-1430

 

N кр 2017 = 117086640 = 2446

6360-1573

 

3. Определение оптимального объема продаж

Оптимальный объем продаж, обеспечивающий требуемую рентабельность затрат при рыночных ценах, определяется следующим образом:

 

 

Сопоставим его с данными прогноза спроса и критическими объемами продаж (табл. 6.3):

Таблица 6.3. Анализ планового объема продаж

Показатели, ед. 2015 год 2016 год 2017год
Плановый объем продаж
Критический объем продаж
Оптимальный объем продаж

 

 

Из таблицы 6.3 видно, что при заданных значениях статей себестоимости, достижение требуемого показателя рентабельности затрат в 2015 г. возможно только в случае увеличения объема продаж предприятия до расчетных оптимальных значений. Плановый объем продаж в 2015, 2016 и 2017 годах больше минимально допустимого с точки зрения безубыточной работы предприятия, что говорит о возможности выполнения задания, поставленного перед собой предприятием. Объем продаж, планируемый в 2017 г., возможно не выполним, ведь он превысил оптимальный в 1,5 раза.

4. Корректировка планового объема продаж

Анализ плановой себестоимости не позволил выявить возможные статьи сокращения затрат, поэтому для успешной реализации проекта необходимо особое внимание уделить программе продвижения продукции и обеспечить выход на следующие объемы продаж (табл.6.4):

Таблица 6.4. Корректировка планового объема продаж

  2015 год 2016 год 2017 год
Плановый объем продаж, принимаемый для дальнейших расчетов 2328ед. 2760 ед. 3131ед.
Пояснения Увеличен до уровня оптимального За 2016 г. оставлен на прежнем уровне, за 2017 г. уменьшен до оптимального

Дальнейшие расчеты будут проводиться на основе этих данных о продажах.

 


Источники информации - предыдущие части комплексного расчетного задания (части 1, 2, 5)