Предмет философии. Философия и наука.

Философия как познавательная деятельность и как учение (то есть некая совокупность знаний, являющихся результатом названной деятельности) отличается от других видов познавательной деятельности, в частности, от науки. В методологии принято характеризовать виды познания по их объектам, предметам и методам. Объект знания - это окружающий мир или его часть, которая изучается человеком (субъектом). Предмет познания - это то, что выделяется в объекте в процессе познания, тот аспект реальности, о котором субъект знает нечто или пытается узнать. Метод, или способ получения знания - совокупность приемов и операций практической и теоретической деятельности, порождающих знания.

Философия делает своим объектом Универсум - все имеющееся как целостность. При этом, что такое Универсум, на исследование которого отправилась более двух с половиной тысяч лет назад античная философия, сначала было неизвестно. И сегодня, обладая большим объемом знаний о мире, философия чистосердечно сознается, что это знание неполно, несовершенно и не завершено. Оно будет меняться, потому что изменяется мир.

Первое отличие философии от частных наук состоит в том, что изначально философия берется исследовать то, что само по себе неизвестно и является универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). За то, что философия исследует целое, которое нам не дано, и постоянно ищет свой объект, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) называл ее “универсальной наукой, которая себя ищет”.

Специфика всякой познавательной деятельности заключена не столько в ее объекте (это всегда реальность, и одна и та же реальность может быть объектом нескольких наук – к примеру, человек), сколько в предмете и методах. Существует дефиниция философии, в которой она определяется через ее предмет: “Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни”

Предмет философии, выделенный в приведенном определении - это основания и фундаментальные принципы человеческого бытия, отношение к природе, обществу и духовной жизни. То есть в универсуме философы выделяют и исследуют, по крайней мере, пять составляющих: бытие, человека, природу, общество, духовную жизнь человека. Если вспомнить, о чем писали разные философы, какие вопросы решали на протяжении всей истории философии, то можно утверждать, что в духовной жизни они также выделяли и изучали различные ее формы: искусство, науку, философию, религию, нравственность. Кроме того, философов интересовали и различные формы предметной деятельности человека, неразрывно связанные с его духовной жизнью: художественное творчество, наука, производственная деятельность и т. п. Совокупность всех форм человеческой деятельности и ее результатов обрела в философии имя “культура”. В современной философии культура также составляет важный предмет исследования.

Предмет философии, как и ее объект, достаточно специфичен. С одной стороны, он неоднороден и включает элементы разного порядка. С другой стороны, философия является предметом для самой себя, поскольку исследует самое себя, чего не делает ни одна наука.

Основными методами философии являются методы теоретического мышления, применяемые также всеми науками: анализ, синтез, дедуктивный вывод, индукция, доказательства, диалектика и т.д. Особое место в методологии философского исследования принадлежит методу универсального сомнения, предложенному еще в XVII в. Р. Декартом, методу реконструкции (восстановления), конкретно-историческому методу, герменевтическому методу (методу истолкования смысла), методу сравнительного анализа и появившемуся сравнительно недавно методу компьютерного моделирования.

В западноевропейской культуре философия и наука долгое время развивались вместе, поэтому отношения между ними для многих продолжают оставаться запутанными. Истоки этой путаницы - в ранней истории. В Древней Греции первоначально все знание функционировало как единый нерасчлененный комплекс, знания в нем пока не дифференцировались по различным научным дисциплинам и “наук” в современном смысле этого слова не существовало. Были накоплены обширные, но разрозненные и несистематизированные преднаучные знания, связанные с решением прикладных практических задач.

Определенностью в понимании науки, предмета и метода науки мы обязаны Аристотелю, хотя попытки как-то разделить знания, безусловно, предпринимались и до него. Аристотель поставил это разделение на прочную почву дефиниций основополагающих для научной деятельности понятий “знания”, “научного знания”, “науки”, в которые включил указание на метод научного познания и различие наук по предметам исследования. И он же назвал философию “наукой”, поместив ее на вершине над всеми прочими науками, “теоретическими, практическими и творческими”.

В первой трети ХIХ в., на арену духовной жизни вышло философское направление, названное позитивизмом. Мыслители-позитивисты попытались “отменить” философию как особую область знаний о мире, считая, что все подлинное “позитивное” (то есть положительное) знание о мире может быть получено как объединение достижений частных наук. Реализация их программы привела к тому, что философия доказала, что она выполняет особые очень важные функции в системе философия-наука.

Во-первых, философия изучает процесс производства знаний в различных областях познания, чего ни одна частная наука сделать ни в состоянии, у них нет для этого средств. Философская теория познания помогает росту научного знания, к ней обращаются ученые, когда их науки оказываются в тупиках.

Во-вторых, философия способствует росту научного знания не только благодаря своей способности задавать основания научной деятельности через разработку теории познания, но и благодаря своей способности открывать новые проблемные области, исследование которых требует возникновения новых частных наук. То есть философия в рамках единой картины мира может ставить вопросы, на которые сама она ответить не в силах, потому что у нее нет конкретно-научных методов, и тогда для решения поставленных вопросов возникает специальная наука. Так в XVII в. от философии отпочковались физика и химия, а из последних примеров такого рода можно указать на социологию, политологию и глобалистику.

В-третьих, каждая частная наука собирает отдельные факты для получения знаний в рамках существующих моделей мира. Философия эти модели создает и может либо отбросить факт, не признать его за “научный”, если он не вписывается в модель, либо изменить саму модель мира, если она противоречит научным фактам. Эту функцию философии в культуре по отношению к науке называют интегрирующей. Благодаря такому сложному взаимодействию происходит развитие обеих: науки, и философии как общего видения мира.

В-четвертых, философия осуществляет этическую экспертизу научных исследований и их результатов. Имеется в виду тот факт, что наука в нашем столетии приобрела небывалую мощь, но ее совершенно не волнует, чему она будет поставлена на службу, а вот философию в лице этики (учения о нравственности, или о должном поведении людей в обществе) этот вопрос волнует чрезвычайно. Для поисков ответа на него в последние десятилетия сложились специальные разделы этики, такие как биоэтика, экологическая этика, этика генной инженерии и др. Поскольку проблема выживания современного человечества обострилась именно вследствие неконтролируемого роста науки и техники, этический контроль за их ростом должен помочь названную проблему разрешить. Цель философии, таким образом, не в обобщении научного знания, а в его синхронизации с миром человека, ибо знания, получаемые в частнонаучной деятельности, не только увеличивают мощь человека, но и создают возможность уничтожения человеческой цивилизации.

2. Мировозрение –это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мирке, и осознание им своего места в этом мире.

Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни.

Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.

Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

Структура мировоззрения:

2 КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

2 СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная ( представлена миропониманием, опирающиеся на знания)

2 УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

типологии мировоззрения.2 ТИПА: жизненно-повседневная (складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности) и теоретическая (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

формы мировоззрения:

1.мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

2.религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.

3.научно-философское мировоззрение.

от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину , а как весь совокупный опыт развития человека.

Философия выступает в 2 направлениях:

1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2.как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Формирования научного мировоззрения самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит этот мир в безжизненную пустыню.

2.Металогическая – философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3.Гносеологическая ( теоритическо – познавательная)– философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

4.Целостно – ориентационная- философия восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

5.Прогностическая- философия прогнозирует модели будущего развития

6.Интеграционная- философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта

7.Критическая- философия призваны разрушать домены.

 

þ Методические рекомендации:

Для углубленного понимания процессов, повлиявших на возникновение философии как науки, следует обратиться к творчеству мыслителей и философов различных периодов времени. Кроме того, студентам необходимо четко определиться в системе законов и категорий философии для четкого понимания объекта и предмета изучения данной науки.

 

& Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991

2. Философия: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Отв. ред. В. Д. Губин и др. – М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2001. [Введение; Ч. II-V: гл. 7, 10].

3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.

4. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов/авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. М., 2002

5. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. [Кн. 1 и 2].

6. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001

7. Философия: Учебник для ВУЗов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. [2003].

8. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. [введение; раздел II, гл 2-7; часть 2, разделы IV-VIII]

9. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2000

10. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000

 

@ Задания СРСП № 1