Адаптационный период работы психолога в образовательном учреждении.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Для первоклассников:
· вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);
· ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
· научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
· подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обратить внимание, на наш взгляд, на:
· адаптацию к "разноголосице" требований;
· введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");
· выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;
· принятие новой позиции – ученик основной школы.
В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:
· принятие позиции ученик-старшеклассник;
· принятие новичков в коллектив;
· поиск личностного смысла и мотивации учения;
· узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
· организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:
1) разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов (1-е, 5-е, 10-е классы);
2) принятие конкретными классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла;
3) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;
4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);
5) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;
6) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;
7) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;
8) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;
9) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;
10) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей, с целью осмысления результатов адаптационного периода;
11) подготовка итоговой справки-анализа "Об адаптационном периоде в
шкоде".