Виды коммерческих структур на международном рынке.

В настоящее время в мировой практике более половины общего объема товарного обмена на внешнем рынке осуществляется с помощью оптово-коммерческих фирм и компаний, что во многом позволяет повысить эффективность результатов коммерческой деятельности, ускорить оборот капитала за счет завоевания более надежной ниши на внешнем рынке и повышения качества торговли.

В деятельности оптово-коммерческих структур на внешнем рынке в последние годы происходят определенные качественные сдвиги, и прежде всего усиление специализации торгово-посреднического обслуживания клиентов. Эта специализация осуществляется как по товарной номенклатуре, так и по видам деятельности (оптовые, розничные, посылочные), совершаемым экспортным или импортным операциям, предоставляемым услугам — инжиниринговым, консалтинговым, информационно-рекламным и др., а также по характеру коммерчёских соглашений — дистрибьюторских, дилерских, франчайзинговых и т. д.

На международной арене наиболее распространенными видами оптово-коммерческих структур являются: экспортные и импортные торговые фирмы; агентские фирмы со своим штатом экспортных и импортных агентов; международные дистрибьюторские фирмы; комиссионные экспортные и импортные фирмы; международные торговые дома в виде крупнейших транснациональных корпораций. Эти новые торгово-посреднические образования в большинстве своем представляют торгово-финансово-промышленные объединения на основе консолидированного капитала.

Как показывает мировой опыт, эти объединения смогут создать прочные связи между производителями и потребителями товаров независимо от границ регионов и государств и тем самым повысить качество торговли на мировом рынке.

Для любой компании выполнение контракта связано с продуманной организационной работой по проведению открытых конкурсных торгов в целях привлечения выгодных поставщиков оборудования различных стран с учетом согласия государственных структур.

На современном международном рынке значительную роль играют такие специализированные оптово-коммерческие объединения как Росинтероптторг, Росмашэкспорт, Росразноэкспорт, Росматериалинторг и др.

Для расширения и повышения эффективности внешнеэкономических связей, особенно со странами СНГ, в последние годы в России стали активно создаваться различного рода транснациональные корпорации (компаний) и трансрегиональные ассоциации, а также международные фирмы.

Международные фирмы — это особая форма организации хозяйственной деятельности, основанная на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на средства производства. Главное в функционировании международных структур — использование преимуществ национальной экономики относительно мировой.

Крупнейшие международные фирмы превратились в огромные хозяйственные империи, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне концентрации производства и капитала в интернациональном масштабе. Так, по данным статистики, в 2000 г. на 600 крупнейших зарубежных транснациональных фирм и компаний приходилось более 25% всей добавленной стоимости в товарах ведущих стран мира.

Деятельность транснациональных компаний (ТНК) регламентируется документами, разработанными в ООН.

ТНК являются самыми крупными работодателями планеты, так как в своей структуре имеют производственные образования, коммерческие по закупке и сбыту, маркетинговые, научные отделения с максимальной степенно диверсификации. Так, в 100 крупнейших ТНК работают, по данным ООН, 15 млн. чел.

С углублением специализации и кооперирования производства все большее значение приобретает внутрифирменный обмен продукцией и услугами как между материнской и дочерними компаниями, так и между дочерними компаниями с гибким использованием механизма внутренних трансферных цен.

Таким образом, международные фирмы типа ТНК выступают на этом рынке не только как непосредственные контрагенты, поставляющие на рынок товары как продукты международного разделения труда, но и как субъекты замкнутого некоммерческого оборота внутри единой хозяйственной системы фирмы. В современных условиях почти все крупные международные фирмы являются в высшей степени диверсифицированными, даже в тех случаях, когда основное производство, относящееся к одной отрасли, составляет 80—90% всей выпускаемой продукции.

Наряду с крупными ТНК западных стран известность в мире приобрели так называемые новые международные компании — фирмы некоторых развивающихся стран, наиболее продвинувшихся по пути экономического развития: Бразилии, Мексики, Сингапура, Тайваня, Малайзии, Южной Кореи, получивших название «новых индустриальных стран» (НИС). По масштабам операций, значению зарубежной деятельности, организации производственного процесса международные компании НИС могут быть приравнены к зарубежным фирмам Запада, но по масштабам операций они, как правило, значительно меньше и выступают в форме совместного владения капиталом с одной из стран, имеющей наиболее трудоемкие отрасли промышленности, выпускающие ту же специализированную продукцию, что и предприятие в стране базирования. Основными принципами, которыми руководствуются международные коммерческие организации, являются:

полное уважение национального суверенитета;

• неотъемлемый суверенитет государств над их природными ресурсами, материальными ценностями и экономической деятельностью;

• невмешательство во внутренние и межправительственные дела;

• права государства на контролирование и регулирование деятельности международной фирмы;

• использование международного права, защита законной деятельности и принципа справедливого режима.

Основными направлениями организации коммерческой деятельности оптово-коммерческих структур на внешних рынках являются: продажа и закупка товаров на территории принимающих стран; оказание максимально возможного объема услуг для решения многочисленных проблем сбыта, его активизации, включая консультации, сервис, ремонт, гарантии, наладку, установку, монтаж, надзор за эксплуатацией и т. п.

Распределение функций внутри международных фирм предусматривается таким образом, чтобы материнская часть осуществляла централизованные закупки, а дочерние предприятия — продажу и услуги.