РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

 

С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось более трехсот лет, до февраля 1917 г. Государственная власть в России была восстановлена в форме сословно-представительной монархии, которая постепенно эволюционировала в абсолютную. Первые Романовы - Михаил Федорович (1613-1645), его сын Алексей Михайлович (1645-1676) и внук Федор Алексеевич (1676-1682), смогли стабилизировать сложную ситуацию в стране, где царила разруха и хаос, и укрепить свое положение. Это время требовало действий - в российском государстве было необходимо ликвидировать отставание от европейских стран в экономической, промышленной, торговой, управленческой, образовательной и военной областях, с чем и справились первые Романовы. Таким образом, XVII век стал новым периодом в истории России, периодом, когда происходили большие перемены в экономической, политической и социальной сферах.

Польско-шведская интервенция, войны с Польшей и Швецией, Смутное время привели Россию в начале XVII в. к «великому московскому разорению». Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Восстановление разрушенного хозяйства заняло несколько десятилетий и было в основном закончено лишь к середине XVII в. за счёт роста поместного землевладения. Новая династия Романовых щедро раздавала земли, в результате чего в центре страны практически не осталось черносошных земель. Экстенсивные методы (освоение Поволжья и Сибири) давали возможность достигать высоких урожаев. Появляются районы, где начинается производство товарного хлеба. Однако в целом в стране продолжает господствовать натуральное хозяйство.

Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило окончательное закрепощение крестьян (после принятия Соборного уложения 1649 г.). Именно в XVII в. сложились две формы эксплуатации: барщина (в Черноземье) и оброк (натуральный и денежный). Производительность труда оставалась на прежнем, крайне примитивном уровне. Новым явлением по сравнению с предшествующим временем в развитии хозяйства было усиление его связи с рынком. Население России все активнее включалось в торговые операции и промысловую деятельность.

В XVII в. развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур. Однако, в отличие от Западной Европы, мануфактуры появились в тяжелой промышленности не как реакция на экстенсивное расширение рынка сбыта, а как государственная необходимость. Хозяевами русских мануфактур были иностранные купцы или государство. Первые казенные мануфактуры возникли еще в XVI в. (Пушкарский двор, Монетный двор). Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили название «посессионных».

В связи со специализацией районов, переходом ремесла в стадию мелкотоварного производства происходит складывание всероссийского рынка, т.е. начинают устанавливаться торговые отношения между различными районами, центром которых продолжала оставаться Москва.

Основной формой торговли была ярмарка (сезонная ежегодная оптовая торговля), которая проходила осенью или весной. Эта форма торговли была наиболее оптимальной для любого русского человека. Крупнейшим торговым центром была, конечно, Москва. Самыми известными были Макарьевская ярмарка близ Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале, Свенская - около Брянска. Мелкие торговцы продавали товары (как правило, повседневного спроса), в разнос. Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. В Россию ввозили ковры, ткани, металлические изделия, сукно, краски, вина. Россия вывозила пеньку (сырьё для корабельных канатов), пушнину, кожу, техническое сало. Единственным портовым городом был Архангельск. Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках иностранных купцов, русские же не имели ни кораблей, ни капиталов, ни образования, ни определённой организованности. Для того, чтобы сократить проникновение иностранных купцов вглубь страны, в 1663г. вышел соответствующий торговый устав, который заменил многочисленные торговые пошлины единым налогом 5%, а для иностранных купцов - 6% (торговля в Архангельске), а внутри страны - 8%. В 1667г. был принят новый торговый устав, который запрещал торговлю между иностранцами, розничную торговлю иностранным купцам, а так же вводил для них двойные пошлины, если они торговали внутри страны.

Общее развитие государственной власти в России в XVII в. характеризовалось постепенным переходом к абсолютной монархии, характеризующееся сосредоточением полной власти в руках монарха, который полностью распоряжается казной, армией, получает абсолютное право издавать законы и для управления страной создаёт разветвлённый бюрократический аппарат.

Первыми признаками абсолютизма в России были изменение роли
Боярской Думы и Земского Собора, постепенное отмирание которого проходило с бюрократизацией государственного аппарата, включая и Боярскую Думу, которая продолжала действовать еще долго и составляла характерную черту российской монархии XVII века.

Сильная власть царя в России нашла законодательное выражение в Соборном уложении, принятом в 1649г. Земским Собором. Это грандиозный памятник юридической мысли России, который подвел своеобразный итог законодательной деятельности Московского государства. В Боярской Думе повысился удельный вес дворян, внутри возникают дополнительные органы: Государственная и Расправная Палаты.

Изменился сам титул русского царя. Прежний титул «Государь, Царь и Великий князь Всея Руси» заменяется на «Божией милостью Великий Государь, Царь и Великий князь всех Великие и Малые и Белые Русии самодержец». Подчёркивалось божественное происхождение самодержавной власти. Соборное Уложение установило наказание смертной казни за хулу на царя и за умысел против него.

В XVII в. расцветает приказная система. К концу века количество приказов достигает 80, которые делились на постоянные и временные, территориальные и военные. Резко увеличилось число приказных людей. Но в целом, приказная система оказалась исключительно несовершенной, так как многие приказы дублировали друг друга.

Неотъемлемой особенностью российского абсолютизма является то, что в России не только не зарождалось буржуазных элементов, но вместе с тем проходило дальнейшее усиление крепостного права. Следовательно, в России происходит консервация феодального способа производства.

Особенностью российского абсолютизма было также отсутствие регулярной армии и финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, которое собиралось для каждой военной кампании и стрельцов, которые в мирное время занимались промыслом и торговлей. Финансы России не являли собой единую систему, сбор налогов находился в ведении разных приказов, как и их распределение.

Становление абсолютизма происходит в период царствования Алексея Михайловича, который, по словам Ключевского, прошёл полный курс древнерусского образования под присмотром своего деда патриарха Филарета, и представляло собой длительный процесс. Современники называют его «Тишайшим», а век, в который он правил – «бунташным». Это во многом было связано с формированием абсолютизма, т.е. изменением, как политической, так и социальной жизни страны.

Предпосылки возникновения абсолютизма наметились еще со второй половины XVI века, выраженное в усилении централизации государственного управления, ликвидации остатков удельной раздробленности, местничества. Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче более половины состава Думы составили дворяне.

Абсолютизм в России, по сравнению с абсолютизмом Западной Европы, обладал рядом особенностей. К числу их относится слабость российской буржуазии, порожденная многочисленными причинами (задержка в развитии городов в результате монголо-татарского нашествия, закрепощение основной массы сельского и городского населения, обусловившее медленное развитие капитализма и др.), которые ставили её с самого момента возникновения в большую зависимость от государства. Особенности русского абсолютизма определялись и тем, что в России, в отличие от Западной Европы, на протяжении всего XVIII и первой половины XIX вв. сохранялись крепостнический строй и политическое господство дворянства, могущество которого составляли крепостнические латифундии в Европейской России. Эти и ряд других факторов привели к тому, что в России эволюция абсолютизма в сторону буржуазной монархии происходила весьма медленно. Ко времени Февральской революции 1917 процесс этот не был ещё завершен.

Усиление царской власти второй половины XVII в. выразилось так же в ее победе над церковью. Патриарх Никон, бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом в 1652 г. при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской. По сути, он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича даже занимал его место. Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.

В 1653 г. патриарх Никон начал церковную реформу, суть которой состояла в унификации норм церковной жизни и приведении их в соответствии с нормами греческой и других православных церквей, внесении исправлений в церковные книги. Нововведения вызвали сопротивление значительной части русского духовенства во главе с протопопом Аввакумом. Таким образом, в русской православной церкви произошел раскол: сторонники «старой веры» (которых стали называть раскольниками) требовали отмены реформы Никона.

Тем не менее, борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы, в которой все же нуждалась церковь.

После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами.

Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.

Раскол стал одновременно и знамением консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы. Движение достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины.

С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению эксплуатации и дальнейшему закрепощению крестьян – разрастания дворянского землевладения, введения новых сборов и повинностей.

В 1648г. вспыхнуло в Москве движение, которое получило название «соляного бунта». Начавшись 1 июня, восстание продолжалось несколько дней. Волнения в столице не прекращались до конца года. Мощное, хотя и скоротечное восстание вспыхнуло вновь в Москве в 1662 г., получившее название «медного бунта». Его участники предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования: снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным.

Главным свидетельством кризисного состояния страны стало движение под предводительством донского казака Степана Разина, который хорошо знал положение и нужды народа. Изначально действия отряда донского атамана Степана Разина носили характер обычного грабительского набега на торговые караваны. Однако в конце 1669г. Разин, подготавливая новый поход, неожиданно ставит цель покарать «изменников бояр».

13 апреля 1670г. отряд Разина подошел к Царицыну и без труда овладел им. Стрелецкие отряды, посланные против восставших, были разгромлены. Вскоре после этого была взята Астрахань. Астраханские стрельцы перешли к Разину.

В лагере повстанцев было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и «выводить» изменников, т. е. бояр, дворян, воевод и приказных. 4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал.

Разбушевавшиеся толпы разинцев вели разгульную жизнь, сопровождавшуюся обильным пролитием крови: лишали жизни воевод, служилых и приказных людей, стрелецких голов, а также стрельцов, не пожелавших примкнуть к движению. Милосердие не проявляли и правительственные войска - они предавали смерти всех, кто остался в живых на поле сражения. Такая же участь постигала почти всех разинцев, оказавшихся в плену, которых казнили без суда.

Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670г. царь напутствовал 60 тыс. служилых людей по отечеству, державших путь в Среднее Поволжье. Между тем, ратные люди во главе с воеводой князем Иваном Милославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев.

3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под начальством Юрия Барятинского и после нанесенного Степану Разину поражения соединились с ратными людьми Милославского. Разин ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству.

Восстание потерпело неудачу. Основной причиной поражения была стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы. Толпы плохо вооруженных людей не могли противостоять правительственным войскам, прошедшим военную подготовку.

4 июня 1671г. Разин был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме. Правительство торжествовало победу. В то же время имя удачливого атамана Разина превратилось в легенду - народная память сохранила о нем множество песен и былин. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

После Крестьянской войны правительство вынудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам, а в 1676 г. казаки впервые принесли общую для всех податных присягу на верность царю.

Крестьянская война под руководством Степана Разина заставила правительство искать пути укрепления существующего строя. Таким образом, была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны.

После Смутного времени России пришлось надолго отказаться от активной внешней политики. Однако по мере восстановления хозяйства и стабилизации положения внутри страны царское правительство начинает решать насущные внешнеполитические задачи. На северо-западе первоочередной задачей было возвращение выхода к Балтийскому морю. Здесь противником России выступала Швеция, ставшая к тому времени одной из сильнейших держав Европы. На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские, Новгород-Северские земли. Решение этой задачи обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. В ходе этой борьбы было неизбежным столкновение с Речью Посполитой. На юге России постоянно приходилось отражать набеги крымского хана – вассала могущественной Турции, наносившие огромный ущерб южным плодородным землям России.

Борьба за возвращение западных и северо-западных земель началась войной 1632-1634 гг. за Смоленск (Смоленская война), которая завершилась для России неудачно: Смоленск взять не удалось.

В конце 1640-х гг. в противостояние России и Речи Посполитой вмешалась третья сила: на Украине и в Белоруссии вспыхнуло мощное восстание. Оно было вызвано тяжелым положением, в котором находилось местное население. Если украинские и белорусские феодалы в XVI — XVII вв. в большинстве своем приняли католическую веру и ополячились, то крестьяне и горожане продолжали сохранять верность православию, родному языку, национальным обычаям. Помимо социального неравенства, им приходилось страдать еще и от религиозного и национального гнета, чрезвычайно сильного в Речи Посполитой. Многие пытались бежать на восточную окраину государства, к днепровским казакам. Эти казаки, сохранявшие самоуправление, несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Однако польское правительство строго контролировало численность казаков, занося их в специальные списки — реестры. Всех не включенных в реестр оно рассматривало как беглых, пытаясь вернуть их хозяевам. Между правительством и казачеством постоянно вспыхивали конфликты. В 1648г. они переросли в восстание, возглавленное Богданом Хмельницким.

Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой в 1648г. у Желтых вод и у Корсуни. После этого казачье восстание, поддержанное народными массами, переросло в освободительную войну. В 1649г. у Зборова войско Хмельницкого разгромило поляков. После этого был заключен Зборовский договор, значительно расширявший списки реестровых казаков (с 8 тыс. до 40 тыс.). Договор носил компромиссный характер и не смог примирить враждующие стороны. В том же году освободительная война охватила помимо Украины еще и Белоруссию. В 1651 г. в сражении под Верестечком украинская армия из-за измены крымского хана, союзника Хмельницкого, потерпела поражение. Новый Белоцерковский договор, ограничивший число реестровых казаков 20 тыс., еще меньше удовлетворял восставших. Хмельницкий, хорошо понимавший невозможность справиться с поляками своими силами, неоднократно обращался к России за поддержкой. Однако царское правительство считало страну не готовой к войне и медлило с решительными действиями. Только после того как сначала в 1653 г. Земский собор в Москве, а затем в 1654г. Украинская рада (народное собрание) в Переяславле высказались за воссоединение Украины и России, началась очередная русско-польская война.

Первые действия русских войск были успешными: в 1654г. они вернули Смоленск и захватили значительную часть Белоруссии. Однако, не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная битва на два фронта шла с переменным успехом. В конце концов, Россия добилась гораздо меньше того, на что рассчитывала. По Кардисскому миру со Швецией (1661 г.) Россия вернула все прибалтийские территории, захваченные ею во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию Россия возвращала Смоленск, а получала Левобережную Украину - все земли на восток от Днепра - и Киев на западном днепровском берегу. Правобережная Украина оставалась во Власти Речи Посполитой.

После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, овладевшей к этому времени Северным Причерноморьем и пытавшейся распространить свою власть на всю Украину. В 1677г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин - русскую крепость на Украине. В 1678г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681г. в Бахчисарае подписан договор, по которому османы признавали право России на ее украинские территории. В 1686 г. Россия заключила «вечный мир» с Речью Посполитой — недавние враги стали союзниками в борьбе с экспансией Османской империи. По договору Речь Посполитая признала все территориальные приобретения России, которая обязалась вести активное наступление на Турцию И Османское ханство, чему и отвечали Крымские походы в (1687 и 1689 гг.) и Азовские походы (1695 и 1696 гг.).

Таким образом, в XVII в. Россия проводила активную внешнюю политику, сумев добиться присоединения ряда территорий на западе, востоке и юго-востоке. Были созданы предпосылки для превращения России в великую европейскую державу, чему способствовала также и развитие русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности, чему активно противилась церковь, видевшее в этом явлении западное влияние.

В XVII в., как и раньше шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, математике, химии, астрономии, географии. О возросшем уровне просвещения свидетельствует появление государственных школ. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, диалектики, философии … до богословия». Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651 г.) в течение одного дня «Букваря» В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Таким образом, печатный станок давал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметики. Усилился интерес и к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Иное сказание» и т.д.) были откликом на события Смутного времени начала XVII в. Новым в литературе этого периода было и стихотворчество, которое, в первую очередь, связано с именем Симеона Полоцкого, белорусского просветителя, наставника царских детей. В 1678 и 1679 гг. вышли два сборника его стихотворений, в которых воплотился так называемый «стиль барокко», — «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении, элементы прямой перспективы. Новое направление коснулось и росписи храмов. Библейские сюжеты на фресках начинают изображаться в образах реальной жизни. Таковы росписи церкви Троицы в Никитниках, ярославских храмов — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

Новые веяния проявились также и в архитектуре и, прежде всего, в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов — фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево. Выдающимся памятником деревянного зодчества стал дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667—1678 гг.

Заказчиками строительства церквей все чаще выступают купцы и посадские общины. Монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам. Они отличаются нарядностью, разнообразием стен, окон, куполов и колоколен, украшаются богатым архитектурным орнаментом и цветными изразцами. Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы — церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. Однако, несмотря на все запреты, шатровый стиль стал преобладающим в церковной архитектуре. В конце XVII в. возникает новый архитектурный стиль — нарышкинское, или «московское барокко», в формировании которого заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Замечательным памятником этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I.

Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и других городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.

ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.

События рубежа XVI – XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. С невероятной быстротой менялись цари, в разных частях страны в одно и тоже время признавали власть разных государей.

Всесторонняя разработка концепции Смуты принадлежит В.О. Ключевскому, который видел ее причину в сложной социально-экономической обстановке, сложившейся в стране к концу XVI в. и усугубленной пресечением династии Рюриковичей.

Большинство историков датируют Смуту 1598 – 1613 гг. Первую дату связывают со смертью бездетного царя Федора Иоанновича, с которым прекратилась 736 – летняя династия Рюриковичей. Вторая – дата созыва Земского собора, на котором было принято решение о выборе нового русского царя. В 1598 г. вопрос о наследнике престола оказался открытым в силу отсутствия письменного завещания. Началась ожесточенная борьба за власть между крупнейшими знатными родами – Шуйскими, Юрьевыми-Романовыми, Мстиславскими, Бельскими. Победу одержал шурин царя Федора Иоанновича боярин Борис Федорович Годунов.

Он сумел обойти соперников, и на Земском соборе его провозгласили московским царем. Главная причина его избрания заключалась в том, что после поражения политических врагов в своего рода опекунском совете при Федоре, назначенном перед смертью Иваном Грозным, Борис Годунов являлся фактическим правителем государства. В 1594 г. он был официально обличен властью регента специальной грамотой.

Борис Годунов (1598-1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. В тяжелых условиях – экономическая разруха, сложная международная обстановка – он продолжил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. Вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. В 1595 г. был заключен Тявзинский мир со Швецией, Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балтики – Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Было предотвращено нападение крымских татар на Москву.

Крупным успехом было учреждение в 1589 г. патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно полноправной по отношению к православным церквам. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова. Заметны были усилия и по стабилизации положения в стране и консолидации господствующего класса. Последствия хозяйственного кризиса не были преодолены, но некоторый подъем производительных сил был достигнут.

Во время церемонии венчания на царство Борис Годунов заявил: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден». Но это обещание оказалось не так-то легко выполнить, несмотря на то, что первые два года были удачными. Дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство в то время пошло по пути дальнейшего закабаления крестьянства. В 1597 г. появилось распоряжение об урочных летах, т.е. о введении срока сыска беглых крестьян. Сначала срок устанавливался 5 лет, затем 15, а потом стал бессрочным. Это вызвало недовольство широких народных масс, сопровождавшееся бегством крестьян на окраины земли, прежде всего, южные, где из-за экономической неустроенности нарастало недовольство казачества.

Крайне губительно на положении царя Бориса сказались невиданные по масштабам неурожаи и голод 1601-1603 гг., от которого больше всего пострадали крестьяне и холопы. Повсеместно вспыхивали народные волнения, мятежи и бунты. Самым крупным из них было восстание в центральных уездах государства под предводительством атамана Хлопка Косолапа (1603-1604). В нем в основном участвовали холопы и казаки. С большим трудом правительственным войскам удалось подавить мятеж. Но пламя народного гнева было уже не остановить.

Политическую судьбу Б. Годунова осложнили события, связанные со смертью в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе царевича Дмитрия. Народная молва, а также обвинения инсценированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые бы доказывали виновность Годунова. Недоверие к легитимности власти царя Бориса, обусловленное отсутствием кровной связи с Рюриковичами или каким-либо княжеским родом усиливалась новизной мер политика. Среди них – направление молодых дворян на учебу за границу, приглашение в Россию иностранцев, желание открыть школу и даже университет на европейский манер. Все это воспринималось традиционным российским обществом как разрушение страны и привело к резкому падению авторитета человека, который мог стать родоначальником новой династии. По мнению некоторых ученых, при более благоприятных условиях Годунов был способен обеспечить стране альтернативный путь развития, начать модернизацию на сто лет раньше и более мирно, чем это было при Петре I.

Однако нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли как Божью кару за неправедные действия незаконного «безродного» царя – Б.Ф.Годунова. Царь пытался смягчить обстановку, раздавал хлеб из государственных закромов, разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможность прокормиться. Но все эти меры не имели успеха. Его неожиданная смерть и убийство в результате заговора 16-летнего сына Федора Годунова, находившегося у власти всего 2 месяца, - облегчили восшествие на престол Лжедмитрия I. Началась эпоха самозванцев, появлявшихся в разных районах страны.

Согласно официальной версии правительства Б. Годунова, человек, выдавший себя за царевича Дмитрия был монах Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). В молодости он был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи. В Москве он жил в расположенном в Кремле Чудовом монастыре и служил при патриархе Иове. Самозванец обладал выдающимися способностями, обширной, но традиционной на Руси начитанностью, острым умом, емкой памятью и почти гениальной приспособляемостью к любой ситуации. Объявившись в Речи Посполитой, он добился поддержки короля Сигизмунда III, обещая полякам русские земли и введение католицизма. Таким образом, политическая поддержка Речи Посполитой сыграла большую роль в истории Лжедмитрия I. Но и русский народ был готов пойти за самозванцем. Это вскоре подтвердили последующие события.

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав 2 тыс. наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Его поддержали многие бояре, дворяне и народные массы, связывавшие с ним надежды на избавление от гнета и улучшение своего положения. Однако сесть на престол оказалось легче, чем на нем удержаться. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе перешедшей на его сторону армии триумфально вступил в Москву и был провозглашен царем. Но Лжедмитрий не спешил выполнять данные польским магнатам обязательства, понимая, что если бы он попытался ввести католичество или отдать исконно русские земли польским феодалам, то не смог бы удержаться у власти. В то же время Лжедмитрий подтвердил принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян. Особенно возмутила свадьба Лжедмитрия с приехавшей в Москву Мариной Мнишек. Появившиеся в столице поляки вели себя нагло и бесцеремонно. В народе пошли толки о том, что царь отвернулся от православных обычаев, потворствует «латинянам».

Зыбкой ситуацией решили воспользоваться несколько бояр во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. Они организовали заговор против Лжедмитрия. Самозванца убили, тело сожгли, а пеплом, смешанным с порохом, зарядили пушку, выстрелившую в сторону Польши.

Через два дня после гибели сторонники Василия Шуйского созвали импровизированный Земский собор. На нем Шуйский, потомок Александра Невского был «выкликнут» московским царем и стал вторым избранным правителем в русской истории. Царь Василий Иванович дал «крестоцеловальную запись» - грамоту, в которой обязался сохранить привилегии боярства: не налагать опалы и не казнить без суда и править в соответствии с интересами боярской верхушки. Шуйский, таким образом, принес первую в истории России присягу своему народу, приближавшую Россию к правовому феодальному государству. Поэтому с именем Василия Шуйского связываю еще одну несостоявшуюся альтернативу Смутного времени.

Четырехлетнее правление Шуйского стало поворотным пунктом Смуты. На Россию обрушились новые испытания. Одновременно произошли три основных несчастья: движение И.Болотникова; появление Лжедмитрия II - «тушинского вора» и борьба с ним Москвы; иноземное вмешательство.

Восстание Ивана Болотникова (1606-1607) явилось кульминацией крестьянской войны начала XVII в. Главные противники Василия Шуйского находились на юго-западной окраине России. Здесь было восстановлено налогообложение, отмененное Лжедмитрием I. Идеологические представления восставших имели царистский характер. Наивный монархизм, вера в «доброго» царя лежали в основе взглядов казачества и крестьянства на государственное устройство.

В то время, когда В.Шуйский осаждал И.И.Болотникова в Туле, в городе Стародубе Северском, недалеко от русско-польской границы, объявился новый самозванец. Видя, что движение Болотникова вышло из-под контроля и теперь стояло на краю гибели, польские магнаты решили поддержать очередного проходимца. Его движение быстро приобрело популярность. Летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Он остановился в 17 километрах от Кремля, в местечке Тушино, получил прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Самозванец обещал ей 3 тыс. золотых рублей и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве, и она признала в нем своего мужа.

Более полутора лет существовало двоевластие: из Москвы управлял Шуйский, из Тушина – Лжедмитрий II. В расколовшейся России иностранцы увидели возможность поживиться за счет мятущихся в междоусобии «русаков».

Бесчинства тушинских поляков и казаков способствовали росту народного сопротивления, центром которого выступали северные и поволжские города. В. Шуйский боялся опереться на патриотическое течение и заключил в феврале 1609 г. в Выборге русско-шведский договор, по которому Россия отказалась от претензий на Балтике, уступила северному соседу Корельскую волость, а Швеция предоставляла свои войска для борьбы с Лжедмитрием. Как оказалось, это была серьезная политическая ошибка, так как Шуйские фактически открыли границы государства для шведской интервенции. Весной войска начали прибывать в Новгородскую землю. Польский король Сигизмунд III претендовавший на шведский престол убедил сейм в необходимости войны с Россией. Поляки осадили Смоленск, который двадцать месяцев стойко оборонялся от врага. Так в 1609 г. началась польская интервенция в Россию. В этих условиях Лжедмитрий II перестал интересовать поляков. В это же время под командованием талантливого полководца войска М.В. Скопина-Шуйского, племянника царя, стали одерживать первые победы над тушинцами. Однако вскоре молодой воевода внезапно умер. Ходили слухи, что он был отравлен родственниками, став, якобы, слишком популярным.

Московские и «тушинские» бояре решили прекратить междоусобную войну, низложив своих правителей. Летом 1610 г. посадское население Москвы и дворянство свергли Шуйского. К власти пришло правительство из семи бояр – семибоярщина. В августе 1610 г. правительство заключило договор о признании польского королевича Владислава русским царем. Наряду с условиями «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского договор содержал и новые пункты: запрет назначать на административные должности в России выходцев из Польши и Литвы; воздвигать католические храмы; обязательства приглашаемого царя сохранить нерушимым право и существующие в стране порядки; женитьбу Владислава на русской православной невесте; очищение всех русских городов от поляков; отпуск русских пленных; крещение Владислава в православную веру.

Последний пункт согласовать с польским королем так и не удалось, так как православный не мог стать королем Речи Посполитой. Россия же этим требованием устраняла опасность сначала личной, а затем и государственной унии с Речью Посполитой, которая грозила потерей национальной независимости нашего государства. Однако переговоры в Варшаве провалились. Осада Смоленска продолжалась. Интервенты один за другим отторгали от России все новые и новые земли. Никогда перед Россией не стояла так остро угроза потери независимости.

Насилие тушинских банд и бесчинства польских войск, захвативших Кремль, усилили народное возмущение. По инициативе патриарха Гермогена стали рассылаться по городам и областям грамоты с призывом создать народное ополчение. Раньше всех на призыв Москвы откликнулась Рязанская земля, где в марте 1611 г. было создано первое народное ополчение. Его возглавил дворянин Прокопий Ляпунов. Он двинул к Москве дворянские отряды, а И.Заруцкий и князь Д.Трубецкой привели казаков из распавшегося вследствие убийства Лжедмитрия II, калужского лагеря.

В столице вспыхнуло антипольское восстание, с которым было покончено только в результате поджога города. Оставшиеся без крова москвичи покинули город. Ополчение не подошло к Москве. Семибоярщина и интервенты удерживали Кремль и Китай-город, имея мощную артиллерию и надежные укрепления. Первому народному ополчению не удалось освободить Москву.

К осени 1611 г. обстановка в стране резко ухудшилась. Ополчение распалось, побежденное не врагами, а внутренней рознью. В такой драматической обстановке нижегородский торговец, земский староста Козьма Минин-Сухорук начал собирать второе ополчение (сентябрь 1611 г.). Возглавили ополчение К.Минин и князь Дмитрий Пожарский. 22 октября 1612 г. (4 ноября по новому стилю) на день обретения иконы Казанской богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. 26 октября 1612 г. Москва полностью была освобождена от интервентов. Русский народ отстоял свою государственную независимость.

Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И.П.Мартос, 1818г.). Навсегда сохранилась память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Карелы против шведских захватчиков.

Первоочередным делом после освобождения Москвы стало восстановление государственности. Теперь перед «Советом всея земли» встала главная задача – избрать нового государя. Люди устали от бесконечной смуты, они хотели успокоения.

Земский собор начал свою работу в январе 1613 г. Это был самый представительный из всех Земских соборов, так как по некоторым сведениям на нем присутствовали даже выборные от черносошных крестьян. На престол было несколько претендентов. Однако московским царем выбрали того, у кого и в мыслях не было претендовать на российский престол. 21 февраля 1613 г. собор избрал на царство 16 летнего Михаила Федоровича Романова, сына того самого Филарета (в миру Федора Никитича Романова), который когда-то принял постриг по приказу Годунова. Кроме того молодой царь боярам казался не опасен, с ним связывались надежды на то, что не будет опалы и ссылок, все пойдет по-старому и жизнь вернется в привычную колею.