Виды и организационные формы процесса сборки

В машиностроении различают следующие виды сборки: сборка по принципу полной взаимозаменяемости, применяемая в массовом производстве, в соответствии с которой любую деталь в процессе сборки можно заменить другой тех же размеров без какой-либо дополнительной подгонки и переделки; сборка по принципу ограниченной взаимозаменяемости, применяется в серийном производстве; сборка по принципу индивидуальной пригонки, применяемая только в единичном производстве.

В зависимости от объема выпуска машин в массовом и серийном производстве могут быть выбраны следующие организационные формы их сборки: поточная сборка с непрерывным или периодическим перемещением деталей, сборочных единиц или изделий и поточная стационарная сборка с последовательным перемещением бригад по специализированным рабочим местам. Преимуществами поточной сборки являются: высокая производительность труда; сокращение средств вкладываемых в производство, вследствие уменьшения цикла изготовления изделий; более высокие технико-экономические показатели (например, выпуск продукции на единицу производственной площади); снижение себестоимости продукции; постоянство и более высокий уровень качества продукции; значительное упрощение планирования производства, учета и управления.

В индивидуальном производстве обычно используется индивидуальная сборка машин, выполняемая от начала и до конца одной комплексной бригадой рабочих на одном рабочем посту, сборочном столе или стенде без перемещения изделия. Выбор того или иного вида сборки определяется его экономической целесообразностью.

Технологический процесс сборки машин состоит из ряда операций и переходов, вид и последовательность которых определяется прежде всего конструктивными особенностями машин, ее сборочных единиц и деталей. Для установления последовательности операций составляются схемы сборки: на основе чертежей машины вначале выделяют сборочные единицы и сборочные группы, которые можно собирать независимо и изолированно друг от друга, с тем чтобы затем объединить их на операциях монтажа и сборочной единицы и машины.

В каждом сборочном комплекте выделяют базовую деталь, на которой определяют положение всех других деталей и групп деталей, входящих в сборочный комплект. Такими базовыми деталями могут быть, например, станины, плиты, рамы, корпуса коробок и т.д.

Технологический процесс сборки складывается из соединения сопрягаемых деталей и сборочных единиц путем приведения в соприкосновение их основных баз (соединяемых поверхностей); проверки точности относительного положения и движения собираемых деталей; необходимой подгонки, регулировки с целью получения соединения требуемой точности; фиксации (закрепления) установленных деталей и сборочных единиц в соответствии с конструктивными особенностями машины.

Сборка – один из наиболее трудоемких процессов в машиностроении. На сборочных операциях занято от 20 до 50 % работников предприятий. Поэтому совершенствование технологии сборки – одна из важнейших задач современного машиностроения.

Весьма прогрессивным методом компоновки конструкции машины, обеспечивающим наиболее рациональную организацию процесса ее сборки и существенные преимущества в эксплуатации, является построение машины из самостоятельных агрегатов или блоков, каждый из которых может собираться и регулироваться отдельно и подается на общий монтаж в законченном виде. Такой метод позволяет сократить длительность цикла за счет организации параллельной сборки агрегатов, снизить трудоемкость изготовления изделия путем большей специализации рабочих, унификации и стандартизации отдельных агрегатов.

Важнейшими направлениями сокращения трудоемкости сборки, составляющей обычно 10…14 % полной трудоемкости изготовления машин, является внедрение поточных методов сборки и сокращение трудоемкости пригоночных работ за счет внедрения полной взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, а также механизация и автоматизация процессов их транспортировки к специализированным сборочным местам и на склад готовой продукции.

Повышение производительности труда и сокращение производственного цикла могут быть достигнуты при частичной или полной автоматизации процессов сборки. Значительный эффект дает применение различных манипуляторов и промышленных роботов.

От «безлюдных» цехов к «безлюдной» промышленности – таково основное направление научно-технического прогресса в машиностроении.