Методика 2.4. Сложные аналогии. (8-9 классы)

Цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.

Методика состоит из 20 пар слов – логических задач. Задача испытуемого – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связей и их буквенное обозначение: А,Б,В,Г,Д,Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А,Б,В,Г,Д,Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения – 3 минуты.

 

Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают шесть типов логической связи. Примеры всех шести типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр». Например, «овца-стадо» - часть и целое, «малина-ягода» - частное-общее, «потепление-жара» различаются увеличением интенсивности, «свет-темнота» - слова противоположные по значению; «отравление – смерть» причинно-следственная связь, «враг-неприятель» - слова, сходные по значению. Вы должны, во-первых, определить отношения между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после

этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения 3 минуты. Например, «глава-роман» аналогично «овца-стадо».

Материал к методике:

Шифр

  А. Овца-стадо Б. Малина-ягода В. Потепление-жара Г. Свет–темнота Д. Отравление-смерть Е. Враг-неприятель
1.Испуг-бегство А Б В Г Д Е  
2.Физика-наука А Б В Г Д Е  
3.Правильно-верно А Б В Г Д Е  
4.Грядка-огород А Б В Г Д Е  
5.Пара-два А Б В Г Д Е  
6.Слово-фраза А Б В Г Д Е  
7.Бодрый-вялый А Б В Г Д Е  
8.Свобода-воля А Б В Г Д Е  
9.Шепот-крик А Б В Г Д Е  
10.Похвала-брань А Б В Г Д Е  
11.Месть-поджог А Б В Г Д Е  
12.Десять-число А Б В Г Д Е  
13.Рыдать-реветь А Б В Г Д Е  
14.Глава-роман А Б В Г Д Е  
15.Покой-движение А Б В Г Д Е  
16.Смелость-геройство А Б В Г Д Е  
17.Прохлода-мороз А Б В Г Д Е  
18.Обман-недоверие А Б В Г Д Е  
19.Пение-искусство А Б В Г Д Е  
20.Снегопад-метель А Б В Г Д Е  
       

 

Обработка результатов:

Ключ

Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Анализ результатов с помощью таблицы

Количество ошибок Баллы Уровень развития понятийного мышления
Очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях
Хороший уровень, выше чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях
3+ Хорошая норма большинства людей, редко бывают неточности в использовании понятий
3-4 Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий
5-6 3- Низкая норма, неточно выражает свои мысли, неверно понимает чужие сложные рассуждения
7 и более Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различает разницы понятий