ВНП, частные издержки и социальные издержки
<...> ВНП отражает стоимость товаров и услуг, проданных и купленных на рынке. Но это измерение учитывает лишь «добавку». В нем не содержится различия между истинным прибавлением к благосостоянию и таким, которое на деле может быть вычетом, хотя и засчитывается как экономический плюс. Так, например, продукция металлургического завода представляет собой стоимость, прибавляемую к ВНП. Но если этот металлургический завод загрязняет озеро, что требует дополнительных средств для его очистки, новые расходы также добавляются к ВНП. Подобным образом постепенное разрушение окружающей среды не будет отражено как снижение реального производства, потому что блага от окружающей среды не считаются продукцией, которую следует принимать в расчет (например, использование реки или озера для купания). Однако расходы на природоохранные меры будут показаны как рост реального производства.
Более важным, однако, является то, что в оценке общественных (public) услуг у нас нет средств для подсчета реальных благ или ценностей. На предметы, продающиеся на рынке, такие как автомобили или одежда, имеются цены, указывающие на ту стоимость, которую видят в этой продукции люди. Но как мы можем оценить такие услуги, как здравоохранение, образование или охрана порядка? Наша система отчетности оценивает их только по затраченным средствам, но не по произведенным полезностям. Поэтому «выработка» полицейских служб измеряется зарплатой, выплаченной работникам полиции, стоимостью полицейских машин и т.д., но не социальной и экономической ценностью предотвращения преступлений или количеством задержанных нарушителей закона. Стоимость здравоохранения оценивается по уровню выплаты врачам и затратам на лекарства, а не по снижению времени, теряющегося в результате болезней. Стоимость образования измеряется зарплатой учителям и т.д., а не ценностью, воплощенной в росте знаний учеников.
Все это является центральным пунктом в проблеме: сколько же следует тратить денег на «общественные блага»? Люди ворчат по поводу налогов, но в настоящее время нет возможности определить, окупают ли блага, полученные от социальных служб, расходы на них. И поскольку нет возможностей такой оценки, расходы подобного рода, возможно, будут недооцениваться и, следовательно, казаться весьма бесполезными.
Второй недостаток системы отчетности, связанный с растущим объемом «экстерналий», – расхождение между частными и социальными издержками. Идея социальных издержек стара; она была выдвинута полтора столетия назад экономистом-социалистом Сисмонди. Но лишь пятьдесят лет назад, когда А.Пигу написал свою книгу «Экономика благосостояния», явление социальных расходов было интегрировано в концептуальную схему неоклассической экономики равновесия. Пигу обратил внимание на то, что привлечение дополнительных ресурсов может спровоцировать издержки, ложащиеся на плечи «людей, прямо не имеющих к этому отношения»; имеется в виду, например, «некомпенсированный ущерб, нанесенный лесам двигателями локомотивов»[68].
Однако идея различения частных и общественных издержек почти полвека оставалась без внимания. Теперь, с обострением озабоченности по поводу загрязнения среды, вторичных последствий технологических перемен и роста «экстерналий», проблема оказалась в центре внимания общественности. Одним из важнейших вопросов следующего десятилетия будет определение того, кто должен возмещать подобные издержки и каким путем следует оценивать их размеры. Проблема, какие расходы нужно возложить на виновников подобных издержек, а какие, на законном основании, должно нести общество в целом, станет одним из труднейших вопросов политической экономии будущего. Сейчас мы только начинаем осознавать эту проблему. Нам недостает матрицы, которая могла бы послужить вкаждом конкретном случае для измерения издержек и выгод от некоторых конкретных действий или определенной политики[69].