Логистический подход к составлению маршрутов движения транспорта

Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.

Маршруты движения бывают маятниковые и кольцевые.

Маятниковый маршрут – маршрут, при котором путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется. Бывают: с обратным холостым пробегом; с обратным неполностью груженым пробегом; с обратным груженым пробегом.

Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Различают развозочные (продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям), сборные (продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю) и сборно-развозочные кольцевые маршруты.

Наиболее рациональными являются кольцевые маршруты, поэтому рассмотрим один из методов, с помощью которого их можно составить.

Составление кольцевых маршрутов в первом приближении может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира или алгоритм дворника-стеклоочистителя. Положение потребителя материального потока задаётся в полярной системе координат. Полюс системы – точка 0, размещается в месте дислокации распределительно­го склада. Выбирают первоначальное, нулевое, положение полярной оси (угол φ=0). Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом φ,который образован полярной осью, т.е. лучом, исходящим из точки ноль и направленным на потребителя.

Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелки, «стирая» при этом с координатного поля изображенные на нем магазины-потребители материального потока. Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.

Следует отметить, что данный метод дает хорошие результаты в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоя­нию по прямой.

На кольцевые маршруты, кроме ограничений по вмес­тимости, могут накладываться дополнительные требования, например, ограничения по времени. Если окажется, что время движения по определенному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при наличии других ограничений.

Построение следующего сектора начинается лишь пос­ле того, как в настоящем секторе будет получен допусти­мый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых марш­рутов завершается при полном обороте «стирающего» луча.

Алгоритм Свира позволяет разделить всю обслуживае­мую зону на несколько секторов. В пределах каждого сек­тора составление кольцевого маршрута может осуществ­ляться посредством решения различных оптимизационных задач.