Свободные экономические зоны

В самой общей форме СЭЗ принято определять как регион или часть страны, обладающие выгодным экономико-географическим положением, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны.

Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

СЭЗ можно охарактеризовать как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т. д.), создающие условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

Классификация СЭЗ:

1. Свободные (беспошленные) таможенные зоны (склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта). Такие зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз.

2. Зоны свободной торговли – ограниченные участки территорий, в пределах которых устанавливается льготные условия по сравнению с общим режимом торговли.

3. промышленно-производственные зоны – создаются на территории, где производится экспортная и импортозаменяющая продукция. Зоны пользуются налоговыми и финансовыми льготами.

4. технико- внедренческие зоны – создаются вокруг крупных научных центров.Также пользуются налоговыми и финансовыми льготами.

5. сервисные зоны – территории с льготным режимом хозяйствования для фирм, оказывающих различные финансово-экономические и страховые услуги.

Мировой опыт функционирования СЭЗ показал, что они оживляют международный торговый обмен, повышают результативность внешней торговли, способствуют росту научно-производственного потенциала страны, создают новые рабочие места и т.д. Кроме того, они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 07.12.1998 г. №213-З (далее – Закон №213-З), Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" (далее – "Указ № 114"), Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь".

Следует также отметить, что в связи с вступлением в силу Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее – Договор), были предприняты определенные меры к унификации законодательства государств-членов таможенного союза (далее – ТС) относительно регулирования СЭЗ. В частности 18.06.2010 г. было принято Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее – Соглашение). Соглашение было ратифицировано Законом Республики Беларусь от 08.05.2011 г. № 252-З.

В настоящий момент одновременно действуют положения национального законодательства, Соглашения и иных актов ТС. В такой ситуации представляется правильным применять национальное законодательство в части не противоречащей актам ТС, а также в случаях, когда это напрямую предусмотрено документами ТС. По многим вопросам Соглашение делает отсылку к национальному законодательству государства-члена ТС, на территории которого функционирует СЭЗ.

В соответствии с Законом №213-З, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Соглашение определяет СЭЗ как территорию государства-члена ТС в пределах, установленных законодательством государства-члена ТС, на который действует специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

В качестве резидента СЭЗ могут быть зарегистрированы только юридические лица РБ и индивидуальные предприниматели РБ с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ.

В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, иным законодательством, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях деятельности в СЭЗ.

Резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской и инвестиционной деятельностью за пределами СЭЗ.

Решение о создании, изменении границ, продлении срока функционирования СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь. Президент может также принять решения о досрочной ликвидации СЭЗ в ряде случаев.

На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:

СЭЗ "Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" сроком на 50 лет;

СЭЗ "Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 30 лет;

СЭЗ "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 50 лет;

СЭЗ "Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 "О создании свободной экономической зоны "Витебск" сроком на 30 лет;

СЭЗ "Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической зоны "Могилев" сроком на 30 лет;

СЭЗ "Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест" сроком на 30 лет.

Положения о Свободных экономических зонах «Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Гродноинвест», «Могилев» утверждены Постановлением Совета Министров от 21.05.2009 № 657

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЭЗ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЭЗ

В Республике Беларусь могут создаваться СЭЗ функционального типа, который определяется целями создания СЭЗ, характером планируемой в ней деятельности, а также комплексные СЭЗ для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам СЭЗ.

Общими целями создания СЭЗ являются содействие социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы. Тем не менее, есть и специфические цели, определяемые при создании СЭЗ. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки Национального аэропорта Минск и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" и "Брест" - внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Осуществление отдельных видов деятельности на территории СЭЗ запрещено. Согласно Закону №213-З и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:

· производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;

· производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;

· производство, переработка, хранение, реализация, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;

· посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества;

· производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;

· производство табачных изделий;

· изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

· лотерейная деятельность;

· подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;

· лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;

· лечение животных с особо опасными заболеваниями;

· деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СЭЗ

Под специальным правовым режимом понимается совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Привлекательность специального правового режима в СЭЗ для потенциального инвестора заключается, прежде всего, в особом режиме налогообложения – специальном порядке исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Обязательным условием применения специального правового режима является получение резидентом СЭЗ сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства. Порядок и условия отнесения продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1817 от 17.12.2001 г., а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1520 от 20.10.2010 г.