Стратегия общности и коллективизма
Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Конструктивными способами реализации этой стратегии являются:
1. Организация и смена социальных ролей ребенка. Эти роли могут располагаться на разных уровнях социальной значимости, условно говоря:
• «высокие» роли — «гражданин мира», «сын своего народа», «наследник своей семьи»;
• социальные роли в коллективной жизни среди ровесников, оформленные, например, в виде общественных поручений в классе — «затейник», «консультант», «библиотекарь», «санитар», «цветовод»;
• социальные роли, полученные детьми в ситуациях игры, учебных драматизаций.
Осваивая социальные роли, дети и подростки охотно принимают и социальные сюжеты. Школьники реально интересуются проблемой выбора про-
фессии, выбора спутника жизни, проблемами семьи и взаимоотношений с родителями, проблемами карьеры и материального благополучия. Поэтому учебные проекты социальной практики дают достаточный социализирующий эффект, если строятся как сценарии реализации определенных социальных ролей в контексте социального сюжета.
2. Специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятельности. Школьникам, особенно подросткам, очень важно осознавать себя членами какого-либо сообщества. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивают себя с другими. Здесь, в малой группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения, как соотносить «мое» и «наше». Но это сообщество должно быть признано взрослыми, и не вообще любыми, а социально значимыми для них взрослыми.
3. Столкновение личных и коллективных целей, потребностей. Это естественная движущая сила социализации ребенка. Задачи воспитателя, организующего этот механизм социализации в воспитательном коллективе, таковы:
• заботиться о гуманизации межличностных отношений детей, обогащать их духом товарищества и дружбы;
• обеспечивать детям навыки самоуправления, учить действовать в позициях «Я — ответственный», «Я — подчиненный», «Я — лидер», «Я — второй», «Я — исполнитель», «Я — инициатор»;
• поддерживать в детях веру в себя, в свои силы, их «желание быть хорошим» (В. А. Сухомлинский);
• культивировать традиции своего коллектива.