Принцип «параллельного педагогического действия»
Авторство этого принципа и само его необычное название принадлежат А. С. Макаренко. Смысл этого принципа в утверждении парадоксальной природы воспитания: не стоит преувеличивать значение целенаправленных, заранее обдуманных и специально организованных воспитательных воздействий — они не всегда срабатывают! Кроме прямого целенаправленного действия, «параллельно» воспитывает буквально все: случайные встречи и разговоры, телевизор и книги, весь образ жизни взрослых и детей. В ситуации «параллельного педагогического действия» ребенок не чувствует, что его воспитывают, что он для кого-то из взрослых — объект воспитания. Вот почему в процессе воспитания ведущим должно быть не прямое педагогическое воздействие, а опосредованное («параллельное») преломление воспитательного прикосновения к ребенку через его жизненные интересы и потребности.
Этот принцип прямо подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием.
Принципы воспитания имеют обыкновение в живой воспитательной практике конкретизироваться и существовать как «правила», как своеобразные «заповеди» воспитателя. Бесспорно, они в таком виде не сообщаются публично и не помешаются на стенде в учительской, а скорее проявляются в реальной деятельности воспитателя.
Несколько лет назад газета для учителей «Первое сентября» провела среди своих читателей конкурс «Золотой кодекс», где требовалось сформулировать 10 «золотых» правил своей педагогической деятельности. Это был редкий случай заглянуть в тайны личной философии воспитателей.
Вот, например как выглядел свод «золотых» правил Н. А. Кисиной (с. Шевыревка, Саратовская обл.):
Пять «да»:
1. Удивляй — удивление порождает интерес.
2. Сдерживайся и прощай — это поможет и тебе, и детям.
3. Будь уверенным и смелым — ты сам себе высший суд.
4. Умей пошутить — но не над детьми.
5. Будь образцом, но не эталоном!
Пять «нет»:
1. Не относись к уроку как к простой работе.
2. Не задавай глупых вопросов детям.
3. Не говори о детях плохое, если не можешь сказать хорошее.
4. Не делай из родителей пугало — сделай палочку-выручалочку,
5. Не вмешивайся в дрязги и конфликты — ты выше этого!
В «Золотом кодексе» других учителей встречались правила: «Берегись соблазна из учителя превратиться в Учителя; всегда оставайся в учениках»; «Проявившиеся таланты учеников себе не приписывай: в лучшем случае ты помог им раскрыться, в худшем — не задавил»; «Никогда не говори себе: „От меня ничего не зависит в их судьбе”». Это самое опасное заблуждение».
Такие заповеди дают представление не только о том, на какие фундаментальные идеи педагогической науки ориентируется воспитатель, в контексте какой парадигмы осознает свои профессиональные функции, какую стратегию своей деятельности выбирает, но и о том, каков он сам как человек и личность.