Межличностные коммуникации

Из рассмотренных видов коммуникаций наибольшее значение для руководителя имеют межличностные коммуникации, так как он до 80% рабочего времени тратит на контакты с людьми.

Решение многих управленческих задач строятся на непосредственном взаимодействии людей. Кроме того, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения сложных вопросов.

Межличностные коммуникации в отличие от организационных обладают определенными особенностями:

1. при этом виде коммуникаций преимущественно используется канал устной речи;

2. позволяют, кроме слов, использовать в процессе межличностного обмена информацией различные невербальные символы;

3. обеспечивается возможность взаимопонимания за счет использования канала обратной связи.

В процессе межличностной коммуникации осуществляется взаимодействие одного человека с другим или с группой.

Но вместе с тем, из всех видов коммуникаций, межличностные коммуникации отличаются наличием большого количества барьеров, которые препятствуют эффективному восприятию информации получателем.

 

Основными преградами в межличностных коммуникациях обычно являются:

1. преграды, обусловленные восприятием;

2. семантика;

3. неумение слушать;

4. неэффективная обратная связь и другие.

 

1 Сложности в межличностных коммуникациях из-за различного восприятия одной и той же информации могут возникать по разнообразным причинам: из-за различий в опыте работы, компетенции, различного круга интересов, потребностей, эмоционального состояния в момент приема и передачи информации и др.

На восприятие информации могут влиять также негативные отношения между получателем и отправителем информации. Например, неприязненные отношения руководителя с подчиненным, отношения недоверия.

Если такой барьер не преодолевается, то информация получателем либо отвергается, либо искажается.

 

2 Семантический барьер означает, что различные люди под одним и тем же словом или группой слов могут понимать не одно и то же. Например, руководитель говорит своему подчиненному: «Выполните это задание как только представится удобная возможность», имея ввиду скорейшее выполнение задание. Подчиненный может понять это как пожелание выполнить задание в свободное время.

Семантические барьеры также значительны в организациях с многонациональной средой.

 

3 В качестве барьера в межличностной коммуникации может стать плохое слушанье.

Неумение слушать создает трудности в восприятии информации, не позволяет понять истинный смысл сообщений.

 

4 Неэффективная обратная связь означает отсутствие у руководителя возможности установить, действительно ли сообщение принятое подчиненным, истолковано в том смысле, в который в него вкладывал руководитель.

Таким образом, для обеспечения успешной межличностной коммуникации руководитель должен соблюдать два основных условия:

1. создать взаимопонимание;

2. устранить по возможности преграды или шумы в коммуникационном процессе.