ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ СИСТЕМЫ РОСЛЕСХОЗА

Утверждены Федеральной службой лесного хозяйства России 14 июля 1993 года

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие указания содержат нормы и правила, определяющие состав, порядок разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на национальные природные парки Российской Федерации (далее – национальные парки) и обязательны для всех проектных организаций, заказчиков проектных работ и согласующих организаций.

1.2. Организация и проектирование национальных парков предполагает разработку следующих предпроектных и проектных материалов:

  • государственной программы развития сети особо охраняемых природных территорий, рекреационных и историко-культурных комплексов и объектов;
  • эколого-экономического обоснования национального парка как основы для принятия решения об его организации;
  • схемы организации и развития национального парка, определяющей организационно-технические и технологические решения, связанные с его организацией на ближайшую (5 лет) и более отдаленную (15-20 лет) перспективу;
  • проектно-сметной документации на строительство (производство работ) конкретных объектов в национальном парке.

1.3. Государственная программа развития сети особо охраняемых природных территорий, рекреационных и историко-культурных комплексов и объектов (в дальнейшем - Программа развития сети особо охраняемых территорий, или Программа) разрабатывается на расчетный срок не менее 20 лет и должна содержать все принципиальные решения по выбору, размещению и очередности формирования сети особо охраняемых природных территорий, рекреационных и историко-культурных территорий и объектов в республиках, краях, областях и автономных образованиях РФ.

1.4. Эколого-экономическое обоснование организации национального парка разрабатывается по заданиям органов представительной (или исполнительной) власти республик, краев, областей РФ и представляется на правительство РФ для принятия решения об его образовании.

1.5. Схема организации и развития национального парка является основным программным документом для каждого конкретного национального парка, определяющим все основные направления и решения по формированию его организационно-хозяйственной структуры, строительству объектов основного и вспомогательного значения, объемы и стоимость работ по очередям освоения, систему управления и источники финансирования. Заказчиком Схемы выступает орган государственного управления, в чьем ведении этот национальный парк находится.

1.6. Проектная документация на строительство (производство работ) конкретных объектов в национальном парке разрабатывается по заданию и в объемах, определяемых самим национальным парком.

 

II. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1. В процессе проектирования национальных парков последовательно решаются задачи изучения и оценки состояния природного комплекса, изучения и оценки рекреационного потенциала территории, разработки предложений по охране наиболее ценных, уязвимых и уникальных природных комплексов и объектов, по реставрации нарушенных объектов и территорий, по организации рекреационного освоения, по стратегии развития и управления.

2.2. Отличительной особенностью проектирования является совмещение в одном документе оценок и предложений специалистов (организаций) в области рекреационной географии, охраны природы, лесохозяйственного и территориального градостроительного проектирования.

Государственная программа развития сети особо охраняемых природных территорий, рекреационных и историко-культурных комплексов и объектов

2.3. Программа должна содержать следующие разделы:

а) анализ современного состояния и использования объектов природного и историко-культурного наследия, объектов и территорий наивысшего рекреационного потенциала, их роль и значение в формировании государственной экологической политики;

б) тенденции в развитии и перспективы формирования сети государственных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы, историко-культурных объектов, зон рекреации и курортов. Правовой статус и уровень государственной поддержки в развитии сети этих территорий;

в) предложения по развитию сети особо охраняемых территорий и объектов, экологическое обоснование включения в эту сеть новых территорий и объектов, обоснование комплекса научного и сервисного обслуживания объектов природного и культурно- исторического наследия;

г) издержки, связанные с организацией новых и усилением государственной поддержки существующих заповедников, национальных парков, заказников и других объектов природного и историко-культурного наследия;

д) система управления и контроля за состоянием особо охраняемых природных территорий и объектов;

е) экологическая и социально-экономическая эффективность развития сети особо охраняемых природных территорий и объектов на региональном и федеральном уровнях;

ж) очередность и этапы развития сети особо охраняемых природных территорий.

2.4. Выбор территории и развитие сети национальных природных парков, рассматриваемые в Программе развития сети особо охраняемых природных территорий, должны базироваться на требованиях Международного союза охраны природы (МСОП), которые исходят из того, что национальные парки создаются на территориях, где:

а) одна или несколько экосистем не изменены существенно и где имеются виды животных и растений, геоморфологические объекты и местообитания, имеющие большое научное, просветительное и рекреационное значение;

б) условия социально-экономического развития региона не препятствуют принятию решения о прекращении или резком ограничении хозяйственной эксплуатации природных ресурсов в интересах экологических, геоморфологических и эстетических достоинств природных комплексов;

в) сочетание природных и социально-экономических факторов благоприятно для развития познавательной рекреации и создает предпосылки к организации экологического просвещения населения.

Населенные и эксплуатируемые территории, где ландшафтное планирование и меры по развитию туризма привели к созданию рекреационных зон, в которых контролируется промышленность и отдых преобладает над сохранением экосистем, к включению в систему национальных парков не рекомендуются.

Эколого-экономическое обоснование национального парка

2.5. Эколого-экономическое обоснование национального парка как основа для решения Правительства о его организации (создании) разрабатывается в тех случаях, когда такое обоснование в Программе развития сети особо охраняемых природных территорий отсутствует или его недостаточно для принятия решения о его организации.

2.6. Предложения (эколого-экономическое обоснование) по организации национального парка должны содержать:

а) вводная часть. Основание к организации национального парка - ссылку на материалы Программы развития сети особо охраняемых природных территорий. Предложения проекта (схемы) районной планировки по развитию сети особо охраняемых природных территорий в регионе;

б) оценка природоохранной и рекреационной ценности территории. Природные условия: геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные воды, почвенный покров, растительность, животный мир, ландшафты;

в) оценка экологической ситуации и условий существования биоты. Источники и результаты загрязнения природных сред отходами деятельности человека. Состояние вопросов организации служб контроля за состоянием окружающей среды. Природоохранные мероприятия и их эффективность;

г) эколого-познавательная и рекреационная характеристика объекта. Памятники природы, истории, культуры. Объекты, нуждающиеся в охране. Туристическое освоение территории. Рекреационные потоки и рекреационные нагрузки. Предложения по развитию туризма и массового кратковременного отдыха населения. Сервис рекреационных услуг;

д) социально-экономическая характеристика региона. Население и расселение. Развитие и размещение промышленности. Агропромышленный комплекс. Лесное хозяйство и лесная промышленность. Непроизводственная сфера. Землевладение и землепользование;

е) границы и состав земель национального парка;

ж) социально-экономический эффект от организации национального парка. Потери промышленности, лесного и сельского хозяйства, связанные с организацией национального парка. Прямой и сопутствующий экономический эффект, сравнительные показатели уровня развития социальной сферы;

з) предложения по организации проектирования;

и) картографический материал - ситуационный план, границы и баланс земель национального парка и его функциональных зон;

к) материалы согласований (протоколы, справки, заключения, ответы на вопросы, рабочие схемы объекта, подписанные ответственными лицами, и т. п.)

Схема организации и развития национального парка

2.7. Документация к Схеме организации и развития национального парка состоит из двух частей - пояснительной записки и картографического материала.

Пояснительная записка. Пояснительная записка может быть представлена одной или несколькими книгами (по числу организаций соисполнителей проектирования). Главной является первая книга, все последующие раскрывают содержание проектных предложений по отдельным направлениям (лесное, сельское хозяйство, транспорт, гидротехнические мероприятия и др.)

В общей пояснительной записке должны быть изложены: перечень основных исходных документов и материалов; краткая характеристика природных условий с оценкой уникальности, типичности и уязвимости природных комплексов национального парка; наличие и размещение природных объектов, подлежащих охране, и объектов, возможных к показу; перечень и размещение рекреационных объектов; посещаемость и рекреационная емкость; экологическая обстановка на землях парка и окружающих территориях; обоснование границ национального парка и его охранной зоны, функциональное зонирование и режимы природопользования; планировочная организация и благоустройство территории; мероприятия по охране, использованию и воспроизводству растительных ресурсов; биотехнические мероприятия; предложения по обслуживанию посетителей; мероприятия по регулированию природопользования на землях других землепользователей; предложения по организации научных исследований в парке, организация и стоимость строительства, технико-экономические показатели.

Картографический материал разрабатывается в следующем составе:

Технико-экономическое обоснование строительства объектов производственного, жилищно-гражданского, природоохранного и рекреационного назначения

2.8. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства, финансируемого по статье “капиталовложения”, имеет целью обоснование оптимальных решений в объемах, пространственном размещении объектов, технологии строительства, включая полный расчет стоимости и технико-экономические показатели по каждому из объектов строительства.

2.9. Состав ТЭО определяется в соответствии с “Указаниями о составе, порядке разработки и утверждения ТЭО по крупным и сложным предприятиям и сооружениям”, утвержденными постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР от 24 апреля 1985 г. № 95/60 (с учетом текущих дополнений и корректировок Минстроя). При разработке ТЭО строительства объектов жилищно-гражданского назначения руководствоваться “Указаниями о порядке разработки и утверждения ТЭО для объектов жилищно-гражданского назначения”, утвержденными постановлением Госплана РСФСР и Госстрoя РСФСР от 30 июня 1987 г. № 121/87.

Проекты (рабочие проекты) строительства зданий, сооружений, хозяйственных мероприятий

2.10. Разработка проектов строительства зданий и сооружений в национальном парке или выполнение тех или иных хозяйственных мероприятий осуществляется на основе утвержденного ТЭО (для проектов хозяйственных мероприятий — на основе схемы).

2.11. Состав и содержание проектов определяется требованиями задания на проектирование, выдаваемого заказчиком (национальный парк), и требованиями СНиП 1.02.01-85 “Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство зданий и сооружений”.

При разработке проектов хозяйственных мероприятий, кроме того, учитываются требования ведомственных нормативных документов на соответствующие виды работ (лесохозяйственные, биотехнические, сельское хозяйство и т. д.).