Оценка подчиненных руководителем

Практика оценки подчиненных руководителем (в том числе с участием менеджера более высокого ранга, выступающего в качестве гаранта справедливости) в настоящее время весьма распространена в западных фирмах. Обычно оценку приурочивают к завершению какой-то крупной работы, ее важного этапа, существенному изменению результатов и осуществляют не реже раза в год, перемежая ее с текущими проверками.

Для лиц со стажем работы в организации до 3 лет целесообразно проводить лишь частичную оценку их работы раз в полгода или в любой момент в соответствии с изменением ситуации с целью корректировки деятельности и дополнительной мотивации. В этом случае большая часть времени уделяется информированию сотрудника. Для остальных оценка может проводиться раз в год.

Постоянно общаясь с подчиненными в процессе работы, руководитель и без того лучше других знает их, но необходимость в регулярной оценке побуждает его быть особо внимательным к сотрудникам.

Процедура аттестации руководителем по сравнению с аттестацией комиссией более проста, неформальна, допускает участие заинтересованных сторон, использование личных наблюдений. Она дает возможность:

  1. 1) руководителю:
  • осуществлять свободное общение, устанавливать более тесные контакты, обратную связь и налаживать конструктивные рабочие отношения с подчиненными;
  • анализировать и оперативно оценивать их деятельность, личные качества, слабые и сильные стороны, достижения и промахи, уточнять свои ожидания;
  • изучать мнения исполнителей по тем или иным вопросам, причины их неудовлетворенности работой, отношение к будущим направлениям деятельности, карьере;
  • эффективнее стимулировать;
  • сообщать о новых требованиях, ставить задачи и намечать пути их решения;
  • вносить необходимые коррективы в процесс управления;
  • предотвращать развитие конфликтов (но в случае конфликтной ситуации действенность оценки руководителем невелика);
  • укреплять свое положение как лидера и пр.;
  1. 2) подчиненному:
  • в спокойной обстановке побеседовать с руководителем и улучшить взаимопонимание с ним, всесторонне обсудить свои проблемы, получить необходимую помощь и поддержку;
  • определить, насколько хорошо он справляется с работой, по сравнению с тем, что от него ожидают;
  • раскрыть и продемонстрировать свой потенциал и возможности;
  • выявить слабые стороны и скорректировать свое поведение, с тем чтобы добиться в будущем хороших результатов;
  • проверить собственные идеи, обсудить перспективные направления работы;
  • оценить потребности в профессиональной подготовке и наметить пути самосовершенствования, развить навыки, способности, знания;
  1. 3) организации:
  • определить эффективность работы персонала в целом, его творческую активность, найти пути их повышения;
  • улучшить морально-психологический климат, укрепить дисциплину;
  • создать основу оценки самих руководителей;
  • получить информацию для уточнения целей и стандартов работы.

Ключевыми моментами оценки подчиненных руководителями являются:

  • характеристика прошлых результатов и выводы;
  • определение будущих потребностей;
  • определение сроков и плана действий.

Типичная процедура оценки персонала руководителем состоит из следующих основных элементов:

  1. 1. Разъяснение ее целей и порядка проведения.
  2. 2. Предварительный сбор информации о подчиненном с помощью изучения анкеты, результатов предыдущих собеседований, опроса коллег, партнеров, личных наблюдений, тестирования, экзаменов, анализа поведения в критических ситуациях, итогов участия в деловых играх, письменных и устных самоотчетов перед коллективом.
  3. 3. Изучение представленного подчиненным за 1–2 недели до аттестационной беседы письменного отчета (в том числе на специальных листах самооценки) о проделанной за истекший период работе, путях повышения ее эффективности, успехах и неудачах, планах на будущее и необходимой помощи.
  4. 4. Формирование и уточнение основных, дополнительных и вспомогательных критериев оценки.
  5. 5. Подготовка к беседе.

При подготовке к аттестационному собеседованию руководителю необходимо лишний раз проверить:

  • известны ли подчиненному его обязанности;
  • есть ли не регламентируемые должностной инструкцией области деятельности;
  • какова величина полномочий в каждой сфере, и необходимы ли дополнительные;
  • каковы условия труда;
  • достаточна ли поступающая информация;
  • поставленные цели.
  1. 6. Ознакомление сотрудника с предварительными оценками его деятельности с выдачей на руки копии аттестационного листа (кроме части, содержащей рекомендации по оплате).

Форма оценочного листа сотрудника

  1. Работник (ФИО, должность)_____________________________________________________________________
  2. Руководитель (ФИО, должность)_________________________________________________________________
  3. Дата
  4. Должностные обязанности за истекший период____________________________________________________
  5. _____________________________________________________________________________________________
  6. Требуемый результат
  7. Оценка исполнения
  8. Согласие с перечнем обязанностей

Деятельность за отчетный период:

  • достижения (соотношение обязанностей и достигнутых результатов);
  • оцениваемые качества (30–33);
  • области возможных улучшений;
  • потребность в специальном обучении;
  • потребность в наставничестве;
  • ожидания специалиста.

Итоговая оценка по 5-балльной шкале

  1. Рекомендации руководителя
  2. Подписи сторон
  3. Комментарии менеджера по персоналу
  4. Оценка может формулироваться следующим образом:
  5. Не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится к ним
  6. Не имеет достаточных профессиональных знаний
  7. Имеет минимальные профессиональные знания
  8. Имеет достаточные профессиональные знания
  9. Обладает хорошими профессиональными знаниями
  10. Обладает большими профессиональными знаниями и по ряду вопросов может давать консультации
  1. 7. Беседа с подчиненным, в рамках которой обсуждаются и оцениваются общие результаты деятельности в период между аттестациями (трудную работу лучше разделить на несколько частей и оценивать, как человек справлялся с каждой из них), рассматриваются пути ее улучшения, определяется необходимость дополнительного образования и повышения квалификации, обсуждаются планы на будущее.
  2. 8. По итогам беседы руководитель выставляет подчиненному оценку (при этом он может пользоваться как собственными критериями, так и официальными нормативами, принимать во внимание результат прежних аттестаций, участие в конкурсах и пр.) и сопровождает ее письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист (индивидуальные планы и оценочные формы должны утверждаться руководителями высшего уровня).

Сложнее всего оценивать середняков: можно перехвалить или упустить. Поэтому следует помнить, что можно оценивать не всю деятельность, а конкретную работу.

Собеседование всегда должно заканчиваться на оптимистической ноте.

  1. 9. Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития.
  2. 10. Дача заключения и заполнение оценочного листа (на основе этого листа служба персонала может контролировать деятельность самого руководителя, а работник — обжаловать полученную оценку).

Кроме того, руководитель заполняет отчет, в котором отражаются:

  • обсуждавшиеся темы (профессиональные качества и их изменение за период, направления совершенствования, предпринимаемые в этой области шаги, препятствия, необходимая помощь со стороны организации и руководства, личные цели и пр.);
  • отношение сотрудника к высказанным критическим замечаниям;
  • новая информация, полученная о сотруднике, и изменение в связи с этим взглядов на него;
  • его перспективы;
  • общие выводы и конкретные, аргументированные, реалистичные, без эмоций комментарии к оценке.

Руководитель должен подробно обосновать мнение по каждому параметру и подкрепить соответствующими примерами. Это несложно при постоянном мониторинге исполнителей, фиксации основных моментов их деятельности и результатов, например, с помощью дневниковых записей.

В то же время не все руководители готовы дать конструктивную реальную оценку, особенно если она негативная, а у подчиненного трудный характер.

  1. 11. Осуществление практических мероприятий.

По итогам аттестации в западных фирмах принято проводить беседы с сотрудниками на основе следующих подходов:

  1. 1. «Расскажи-продай». Работнику сообщаются результаты и конкретные рекомендации, как улучшить работу. Этот подход целесообразен, когда работник уважает руководителя, желает исправить недостатки, но не представляет, как и что надо делать.
  2. 2. «Расскажи-послушай». Работнику сообщаются результаты оценки и дается возможность высказать собственное мнение. Этим снижается сопротивление переменам, улучшается отношение к руководителю, увеличивается вероятность изменить взгляды работника.
  3. 3. «Решение проблемы». Работника в процессе беседы убеждают в необходимости больше внимания уделять своему росту и развитию.

Руководителей оценивают непосредственные начальники, коллеги (последние обычно оценку завышают), комитеты (оценивают объективно). Самооценка, как правило, завышается.

Условиями эффективности оценочных бесед руководителя с подчиненными являются: