НЕОЖИДАННЫЕ ПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ
Если мы хотим превзойти ожидания гостей, то что может быть лучше того, если мы приготовим для них несколько приятных сюрпризов? Я вспоминаю один из первых японских автомобилей, за рулем которого мне доводилось сидеть. Там было место, на которое во время движения я мог поставить свою левую ступню, чтобы она могла отдохнуть, был карманчик для мелочи, отделение для солнечных очков и еще целое множество маленьких удобных мелочей, о которых производители моего старенького «Шевроле» даже не помышляли. Я был просто поражен!
Зачастую наиболее значительными и запоминающимися бывают именно маленькие сюрпризы, которые не дают гостям раздражаться по пустякам. Ниже приводится несколько типичных примеров.
Крючки для сумочек гостей. Представим себе следующую картину: Пятница. Вечер. Запара. Бар переполнен гостями. Весь пол покрыт пятнами от пролитого пива, и Вы чувствуете, как из Вашего горла хочет вырваться радостный крик, когда понимаете, какого объема продаж удалось добиться за эти первые часы! Вопрос: Где женщине найти место для своей сумочки стоимостью $200 посреди всего этого сумасшедшего дома? Она не может положить сумочку на пол, поскольку для нее может не оказаться места у бара, о столешнице столика вообще не может идти речи. Я предложил бы прикрепить небольшие крючки под прилавком бара и столиками. Это место достаточно безопасно для того, чтобы повесить туда сумочку, кроме того, она не будет лежать на полу, и никто не будет о нее спотыкаться. Это может оказаться очень приятным сюрпризом, к тому же гости обязательно вспомнят о Вашем ресторане, когда посетят Вашего конкурента, протянут руку под стол в поисках крючка и наткнутся только на прилепленную к столу засохшую жевательную резинку!
Калькулятор с чеком. Эта услуга особенно понравится гостям, пришедшим без пары, на которых выписан один счет. Группы, состоящие из женщин, также нередко желают поровну разделить свои расходы. Даже если нет необходимости делить поровну расходы на горячие блюда, многие гости оценят, если им окажут небольшую помощь при подсчете суммы чаевых. Калькуляторы в форме кредитной карточки недороги, и их легко положить на поднос или вложить в папочку для чеков. Именно так, с помощью подобных мелочей, формируются отличительные черты Вашего ресторана, поэтому следует всегда обращать внимание на мелочи.
Столики на кухне. За столиком, установленным около двери, ведущей на кухню, гости желают сидеть в самую последнюю очередь, но столик, стоящий в самой кухне, - это совсем другое дело. Какое удовольствие принимать пищу на кухне и воочию наблюдать за тем сумасшедшим домом, в который превращается ресторан в самую запару! Операторы, которые отваживались проделывать это у себя в ресторане, говорили, что гости заказывали столики, установленные на кухне, за несколько месяцев вперед! Многие гости, сидящие на кухне, изъявляли желание, чтобы шеф-повар разработал для них специальное меню, и даже когда цены на блюда сильно вырастали, гости выстраивались в очередь, чтобы испытать это ни с чем не сравнимое удовольствие!
Рассылка схемы проезда к ресторану по факсу гостям, в первый раз собирающимся посетить Ваш ресторан. Никому бы не понравилось, если бы он заблудился или не знал, куда едет. Если гость спрашивает, как проехать к Вашему ресторану, поинтересуйтесь, есть ли у него факсимильный аппарат. Если у гостя он есть, вышлите ему по факсу схему проезда, на которой в точности и до мельчайших подробностей будет показано, как к Вам проехать. В знак благодарности вместе со схемой проезда Вы также можете выслать гостю купон, предоставляющий скидку.
Свеча на подносе для десертов. Большинство подносов для десертов, несмотря на привлекательность тарелок и самих десертов, выглядит все же немного плоскими и безжизненными. Иногда гостям бывает довольно трудно рассмотреть на них десерты, особенно вечером. Чтобы сделать процесс подачи десертов более привлекательным, просто поставьте на поднос небольшую свечку.
«Кидание булочек». Ресторан Lambert’s Cafe (шт. Миссури) известен своей традицией «кидания булочек», которая является уникальным способом бесплатной раздачи гостям хлеба! Этот своеобразный способ, случайно «изобретенный» много лет назад в результате страшной запары, стал визитной карточкой ресторана, который привлек внимание средств массовой информации по всему миру.
Необычный кувшин для воды. В ресторанах гостиничной сети Red Lion используется очень интересный керамический кувшин для воды в форме рыбы. Поскольку эти рестораны расположены в основном на северо-западном тихоокеанском побережье, где лосось - король всех рыб, такой кувшин усиливает ощущение, что ты находишься на берегу океана, и одновременно создает впечатление чего-то земного, когда ты наполняешь стакан водой.
«Поцелуйтесь, пожалуйста». В Портленде, шт. Орегон, есть ресторан Portofino, владелец которого Карло является типичным представителем итальянских рестораторов. Когда новые гости входят в зал ресторана, Карло постукивает по своему бокалу, привлекая внимание гостей, знакомит прибывших гостей с другими гостями, с улыбкой поднимает бокал, наполненный вином, и провозглашает: «Леди и джентльмены, поцелуйтесь, пожалуйста!» Все гости пьют за новых гостей, обмениваются поцелуями и возвращаются к своему ужину. Лишь немногие люди могут сформировать в своем ресторане подобную традицию, но для небольшого ресторанчика, в котором царит интимная обстановка, это может оказаться как раз тем, что нужно. (PS: Если у Вас с кем-нибудь тайная любовная связь, я не советую Вам посещать Portofino!)
Свежие цветы для дам. Цветы - это всегда нечто приятное и особенное. Во многих ресторанах предоставляют цветы, чтобы отметить какие-нибудь особые праздничные или торжественные события, например, День Матери. В других ресторанах цветы предоставляют чаще. Что подойдет именно для Вашего ресторана, будет зависеть от его типа, но бесплатные цветы - это приятный сюрприз почти для всех гостей, который всегда доставляет им истинное удовольствие.
Маленькие ложечки для сахара. Это такой незначительный приятный сюрприз, но он демонстрирует внимание к деталям, которое многие гости оценят по достоинству. Вместо посудины, наполненной до краев пакетиками с сахаром, не лучше ли поставить на стол сахарницу, в которой будет красоваться маленькая ложечка? Я предлагаю, чтобы ложечка была меньше чайной ложки - специально для сахарного песка. Дальше в этой части книги я предлагаю давать ложечки еще меньшего размера для маленьких детей; пропорционально уменьшенные ложечки также могут прекрасно подойти для этой цели.
Имена сотрудников на меню. Когда Вы смотрите кино, Вы имеете возможность узнать из титров о всех людях, участвовавших в производстве того или иного фильма. Почему бы не сделать то же самое для Ваших самых выдающихся официантов, поставив их имена на меню? На карте вин может быть проставлено имя соммелье ресторана. На меню может появиться имя шеф-повара. На десертном меню можно поставить имя шеф-повара-кондитера. Учитывая тот факт, что вышеперечисленные люди почти никогда не появляются в поле зрения гостей, это может оказаться приятным сюрпризом, который пробудит в Ваших сотрудниках чувство гордости и личной ответственности.
Микроавтомобиль для гольфа на парковочной стоянке. Ресторан Regas (Ноксвилл) имеет огромную парковочную стоянку и пользуется популярностью в основном у пожилых людей. На стоянке постоянно «патрулирует» микроавтомобиль, используемый при игре в гольф, который отвозит гостей от их автомобилей к ресторану и обратно. Гости всегда ценят такую заботу о себе, особенно когда погода оставляет желать лучшего.
Фотоаппарат в ресторане. Если гости отмечают какое-либо праздничное событие, всегда приятно оставить о нем хорошие воспоминания, т.е. запечатлеть его на фотопленке. Если гости не принесли с собой фотоаппарат, почему бы не заиметь в ресторане свой фотоаппарат, чтобы раз и навсегда устранить эту небольшую проблему? Фотография послужит хорошим напоминанием о Вашем ресторане.
Доставка продуктов через главную входную дверь. В одном ресторане (Ньюпорт, шт. Род-Айленд) продолжалась запара, присущая летнему дню. Гости стояли практически повсюду, а парковочная стоянка ломилась от автомобилей, расставленных в хаотическом беспорядке где попало. Доставка рыбы задерживалась, и когда грузовик с рыбой прибыл на место, он не мог проехать к внутреннему дворику ресторана. Водитель спросил владельца ресторана, что ему делать с 90 фунтами тунца, которые он вез на своем грузовике. Недолго думая, владелец сказал ему внести рыбу через главный вход. Раздавая направо и налево извинения, двое мужчин несли огромные ящики с рыбой над головой, продираясь сквозь толпу гостей к кухне. После этого уже не было никакой необходимости напоминать гостям, что тунец свежий!
Детский ковбой. Если у Вас в ресторане часто бывают гости с маленькими детьми, Вы знаете, что они могут заскучать. Не назначить ли Вам человека, который должен будет развлекать детей и не давать им скучать - я бы сказал, детского ковбоя? С разрешения родителей он может сформировать группу детей и организовать для них экскурсию по ресторану. Родители при этом смогут немного «отдохнуть» от своих детей, а дети почувствуют себя важными персонами. Если дети довольны, родители счастливы!
Ножницы для французского лукового супа. Я всегда хотел, чтобы французский луковый суп подавали с ножницами, чтобы отрезать тянущийся сыр, когда Вы поднимаете ложку! По-моему, это очень цивилизованный подход! Если кто-либо из читателей сможет воплотить эту идею в жизнь, пожалуйста, сообщите мне об этом!
Рождественская елка, перевернутая вверх тормашками. Хэп Грей владеет рестораном Watermark в Кливленде. Поскольку места в зале ресторана было маловато, ему нужно было подумать, как и куда поставить традиционную рождественскую елку, потому что уже приближались новогодние праздники. Он решил повесить украшенную елку в перевернутом виде на потолке. С тех пор это стало традицией, и гости его ресторана никогда бы не простили ему, если бы он ее изменил!
Карточки с рецептами. Если гость положительно или даже с восхищением отзывается о каком-либо блюде, не будет ли он приятно удивлен, если Вы предоставите ему рецепт этого блюда? Intermountain West, сеть кафе, называемая 4B’s, известна своим вкуснейшим томатным супом. Вместо того, чтобы держать рецепт его приготовления в строжайшем секрете, кафе Intermountain West бесплатно предоставляет карточки с рецептом супа всем гостям, проявившим к этому интерес. Томатный суп в исполнении этого заведения так неповторим и настолько известен как продукция именно этого небольшого ресторанчика, что если бы какой-нибудь ресторан-конкурент украл рецептуру, он сразу бы «засветился» и приобрел плохую репутацию, к тому же я сомневаюсь, что кто-либо из гостей будет готовить суп в домашних условиях. С другой стороны, карточки с рецептами будут напоминать гостям о блюдах, которые они ели в определенном ресторане. Кроме того, это прекрасная тема для разговоров с родственниками, друзьями и знакомыми.
Бесплатные палочки из древесины вишневого дерева и рецепты. В ресторане Sharp’s Fresh Roaster (Сиэтл) эта идея находит более интересное воплощение. На каждый столик официанты кладут небольшой пакетик с палочками из древесины вишневого дерева и рецепт приготовления курицы, копченной в этой же древесине. Даже если гости попробуют сами приготовить такое блюдо у себя дома, им можно напомнить, что для приготовления этого блюда требуется очень много времени, умений и знаний, и что никто не готовит его лучше, чем в Sharp’s!
Меню на иностранных языках. Вы никогда не предложили бы англоговорящим гостям меню, составленное на китайском языке, тогда как многие операторы ресторанов считают, что им ничего не стоит предложить меню, написанное на английском языке, гостю, говорящему по-китайски. Вы проявите настоящее уважение к гостям, если предоставите им меню, которое они смогут прочесть и понять самостоятельно. Попросите гостей, говорящих на различных языках, помочь Вам перевести Ваше меню на другие языки (это также поможет Вам наладить личные связи с гостями). Включите в меню заголовки и подзаголовки на английском языке, чтобы персонал Вашего ресторана мог понять, о чем идет речь. Это лишь небольшой знак уважения, проявляемый к маленькому сегменту Вашего рынка, но в этом знаке уважения ясно просматривается Ваше стремление отблагодарить гостей за то, что они посетили именно Ваш ресторан.
Очки для чтения на выбор. Жизнь человека становится сложней, когда он пересекает 40-летний рубеж! Для гостей, которым для полноценной жизни требуются очки, и которые забыли свои очки для чтения дома, полезно иметь под рукой набор очков на выбор. Недорогие очки для чтения, прописываемые врачами в стандартных ситуациях, можно легко достать практически в любой оптике. Предложите гостям выбрать очки, поднеся их в симпатичной проложенной материей деревянной коробочке. Ваши гости обязательно оценят и надолго запомнят такой неожиданный приятный сюрприз.
Противосолнечные очки на выбор. Если погода хорошая, сидеть за столиком, установленным в ресторанном дворике на улице или на балконе, одно удовольствие. Проблема может заключаться в том, что солнце зачастую светит слишком ярко и может превратить пребывание гостей в Вашем ресторане в настоящую пытку. Почему бы не иметь как раз на этот случай коробочку с противосолнечными очками, которые при необходимости Вы могли бы предложить гостям? Затраты с Вашей стороны будут минимальными, а для гостей это будет неожиданным приятным сюрпризом. В моем втором ресторане, где я работал, был большой балкон. Я обнаружил, что многие гости забывали свои противосолнечные очки на столике и никогда не возвращались за ними. Когда это происходило, я просто клал их в коробочку вместе с другими очками, чтобы впоследствии предложить их гостям!
Кружки разного цвета для обычного кофе и кофе без кофеина. Я пью кофе без кофеина, и мне кажется, что официанты всегда пытаются налить обычный кофе в мою чашку. Я всегда должен быть настороже, если мой кофе готовится у меня за спиной, а это отвлекает меня, и я не могу получить настоящего удовольствия от еды. Во многих ресторанах под чашки, предназначенные для кофе без кофеина, кладут маленькие подставки, но они не всегда заметны. В ресторанах McGuffey’s, что на северо-востоке США, решили эту проблему очень просто: они ввели у себя в обиход две чашки разного цвета - белая для обычного кофе, коричневая для кофе без кофеина (или все должно быть наоборот?). В любом случае, официанту сразу становится понятно, какой кофе будет пить тот или иной гость.
Емкости для мытья рук или горячие полотенца. Одной из самых приятных традиций японских ресторанов являются горячие полотенца, подаваемые гостям в начале еды, как только они сядут за столик. Такое обслуживание предусмотрено даже для авиапассажиров, летящих первым классом. Это приятный сюрприз, который можно организовать также во многих других заведениях. Все, что Вам для этого потребуется, это свернутые рулоном моющиеся полотенца и немного горячей воды. Долька лимона является хорошим дополнением ко всему этому. В ресторане South Street Smokehouse, Нашвиль, дольки лимона держат наготове в мармите на сервис-станции. Я бы также предлагал гостям полотенца в конце трапезы, особенно если в меню ресторана включены блюда, которые можно есть руками.