Структура и функционирование индивидуальности

В подходах к структуре индивидуальности клиента Х.Перлман базируется на психодинамический теории личности З.Фрейда. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через ее проявление в трех главных функциях:

• жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках;

• система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий, допустимые для личности и ее окружения;

• психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может и что должен делать».

Эти функции Х.Перлман соответствуют структуре личности З.Фрейда, состоящей из «Оно» (ид), «Я» (это) и «Сверх-я» (супер-эго). «Оно» означает биологические влечения, требующие немедленного удовлетворения; «Сверх-я» — интериоризированные в ходе социализации социальные нормативы и ценности; «Я» выступает как посредник между «Оно» (ид) и внешним миром.

В концепции Х.Перлман «ид», «эго», «суперэго» отвечают за реализацию указанных функций. Гармоничное взаимодействие этих структур личности ведет к балансу между индивидуальными потребностями, поведением и нормами социального окружения, тогда как дисбаланс приводит к деструктивным отношениям и проявлениям.

Функционирование индивида в процессе жизнедеятельности определено унаследованными качествами и свойствами, а также взаимодействием с физической, психологической и социальной окружающей средой в процессе накопления жизненного опыта. Согласно Х.Перлман, человек находится в процессе постоянного изменения, и его жизненный путь зависит от его референтных групп, которые формируют его гражданские, социальные, ценностные ориентации и нормы. Иначе говоря, стандарты поведения человека как индивидуальности формируются под воздействием оценки его личности, положения, достижений со стороны тех людей, которые его окружают, причем многое зависит от его психологической уязвимости. Эти отношения могут быть источником «благополучия» человека, но могут также провоцировать дисгармонию его с самим собой и окружающей средой.