Оценка конкурентов

Процедура 5 – проведение потребительского бенчмаркинга.Идея бенчмаркинга состоит в определении позиции предприятия относительно конкурентов и выявлении возможностей для прорывных решений в области улучшения качества продукции. Результаты бенчмаркинга оцениваются экспертными методами и оформляются в виде матрицы оценки конкурентов. Например, степень выполнения конкурентами (Yi) требований потребителей оценивается по пятибальной шкале (табл. 10.3).

 

Таблица 10.3. Оценочная шкала потребительского бенчмаркинга

 

 

Степень выполнения требования потребителей к продукции предприятия Оценка в баллах
Не выполняется
Выполняется частично
Выполняется удовлетворительно
Выполняется хорошо
Выполняется в полной мере (отлично)

 

 

Пример графического образа результатов потребительского бенчмаркинга представлен в матрице оценки конкурентов (рис. 10.8) в виде профиля оценки продукции по исполнению требований к её качеству. Проведенные оценки позволяют, как следует из матрицы, определить направления возможных решений по улучшению качества продукции:

- прорывные решения, соответствуют областям низкой степени выполнения конкурентами и исследуемым предприятием требований потребителей;

- приоритетные решения, соответствуют наиболее важным требованиям потребителей (оценка важности требований в 4 и 5 баллов);

- неприоритетные решения, соответствуют наименее важным требованиям потребителей (оценка важности требований в 3 и меньше баллов).

 

Рис. 10.8. Матрица оценки конкурентов по исполнению требований к продукции

Процедура 6 – проведение технического бенчмаркинга.

Технический бенчмаркинг направлен на выполнение следующих действий:

1) оценка уровня целевых ориентиров улучшения качества продукции (рис.10.1);

2) оценка положения конкурентов и исследуемого предприятия относительно достижения принятых целевых ориентиров улучшения качества продукции;

3) сравнительный анализ результатов технического бенчмаркинга и установление предварительных целевых оценок качества продукции для исследуемого предприятия.

Для примера в табл. 10.4 дается фрагмент шкалы оценки качества продукции относительно целевых ориентиров.

 

Таблица 10.4. Фрагмент шкалы оценки качества продукции

 

Характеристика качества Категория оценки Балл
Натуральная кожа, соответствие моде Не выполняется
Выполняется в меньшей степени
Выполняется частично
Выполняется в большей степени
Полностью выполняется
Силуэт обуви, эргономичность фасона колодки, стилевое соответствие Низкий уровень исполнения
Уровень исполнения ниже среднего
Средний уровень исполнения (удовлетворительный)
Уровень исполнения выше среднего (хороший)
Высокий (отличный) уровень исполнения

 

После этой процедуры, получаем два ряда оценок характеристик качества продукции, как для исследуемого предприятия, так и для конкурентов: важность характеристики качества по удовлетворению требований потребителя ( ) и уровень реализации каждой характеристики качества относительно её целевого ориентира ( ).

Достижение целевых оценок качества продукции должно обеспечить повышение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Обзор достижений конкурентов также позволяет выбрать цель, которая бы не только удерживала конкурентную позицию на рынке, но и обеспечивала бы дифференцирование продукции по качеству. Для усиления обоснованности принимаемого решения по улучшения качества выполняется процедура по оценке сложности и стоимости достижения целевыъ ориентиров качества продукции.