Оценка конкурентов
Процедура 5 – проведение потребительского бенчмаркинга.Идея бенчмаркинга состоит в определении позиции предприятия относительно конкурентов и выявлении возможностей для прорывных решений в области улучшения качества продукции. Результаты бенчмаркинга оцениваются экспертными методами и оформляются в виде матрицы оценки конкурентов. Например, степень выполнения конкурентами (Yi) требований потребителей оценивается по пятибальной шкале (табл. 10.3).
Таблица 10.3. Оценочная шкала потребительского бенчмаркинга
Степень выполнения требования потребителей к продукции предприятия | Оценка в баллах |
Не выполняется | |
Выполняется частично | |
Выполняется удовлетворительно | |
Выполняется хорошо | |
Выполняется в полной мере (отлично) |
Пример графического образа результатов потребительского бенчмаркинга представлен в матрице оценки конкурентов (рис. 10.8) в виде профиля оценки продукции по исполнению требований к её качеству. Проведенные оценки позволяют, как следует из матрицы, определить направления возможных решений по улучшению качества продукции:
- прорывные решения, соответствуют областям низкой степени выполнения конкурентами и исследуемым предприятием требований потребителей;
- приоритетные решения, соответствуют наиболее важным требованиям потребителей (оценка важности требований в 4 и 5 баллов);
- неприоритетные решения, соответствуют наименее важным требованиям потребителей (оценка важности требований в 3 и меньше баллов).
Рис. 10.8. Матрица оценки конкурентов по исполнению требований к продукции
Процедура 6 – проведение технического бенчмаркинга.
Технический бенчмаркинг направлен на выполнение следующих действий:
1) оценка уровня целевых ориентиров улучшения качества продукции (рис.10.1);
2) оценка положения конкурентов и исследуемого предприятия относительно достижения принятых целевых ориентиров улучшения качества продукции;
3) сравнительный анализ результатов технического бенчмаркинга и установление предварительных целевых оценок качества продукции для исследуемого предприятия.
Для примера в табл. 10.4 дается фрагмент шкалы оценки качества продукции относительно целевых ориентиров.
Таблица 10.4. Фрагмент шкалы оценки качества продукции
Характеристика качества | Категория оценки | Балл |
Натуральная кожа, соответствие моде | Не выполняется | |
Выполняется в меньшей степени | ||
Выполняется частично | ||
Выполняется в большей степени | ||
Полностью выполняется | ||
Силуэт обуви, эргономичность фасона колодки, стилевое соответствие | Низкий уровень исполнения | |
Уровень исполнения ниже среднего | ||
Средний уровень исполнения (удовлетворительный) | ||
Уровень исполнения выше среднего (хороший) | ||
Высокий (отличный) уровень исполнения |
После этой процедуры, получаем два ряда оценок характеристик качества продукции, как для исследуемого предприятия, так и для конкурентов: важность характеристики качества по удовлетворению требований потребителя ( ) и уровень реализации каждой характеристики качества относительно её целевого ориентира ( ).
Достижение целевых оценок качества продукции должно обеспечить повышение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Обзор достижений конкурентов также позволяет выбрать цель, которая бы не только удерживала конкурентную позицию на рынке, но и обеспечивала бы дифференцирование продукции по качеству. Для усиления обоснованности принимаемого решения по улучшения качества выполняется процедура по оценке сложности и стоимости достижения целевыъ ориентиров качества продукции.