Основные категории продукции

 

Согласно общепринятому определению под продукцией понимается результат преобразования ресурсов посредством совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, или результат процесса. Продукция обладает потребительскими свойствами, совокупность которых составляет ее потребительную стоимость (полезность). Потребительское свойство – это объективная особенность продукции, которая проявляется в процессе её использования, потребления и эксплуатации. Множество видов продукции государственными стандартами России (ГОСТ, ГОСТ Р) и международными стандартами (ISO 9000, EN 45000) упорядочены в определенные категории, как показано в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1. Категории объектов – носителей качества

 

Стандарты России Международные стандарты ISO 9000
№пп   Категории объектов №пп   Категории продукции
1.1   1.2   1.3   1.4 Продукция: Изделие – единица промышленной продукции (ГОСТ 15895–77) Материал – исходный предмет труда (ГОСТ 3.1109–82) Сырье – исходный предмет труда для производства сырьевой продукция Продукт (пищевой, химический, биологический и др.) – материальный результат труда, не являющийся изделием           Оборудование – технические средства Перерабатываемые материалы– материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние.
Услуга –продукт, предоставляемый в виде некоторого блага, удобства и помощи Услуга – процессы, осуществляемые с целью удовлетворения нужд предприятий и организаций, материальных и социально-культурных нужд потребителя.  
  3.1   3.2     3.3     3.4 Интеллектуальный продукт – нематериальный результат труда: Технологический метод – совокупность правил, определяющих последовательность и содержание технологических процессов и операций (ГОСТ 3.1109– 82) Программный продукт – средства программного, математического и алгоритмического обеспечения вычислительной техники Научный продукт (концепция, методика, организационная система и т.д.) – нематериальный результат научных исследований и разработок Прочие нематериальные продукты (организационная система, карта, схема и т.п.) Интеллектуальная продукция, под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности в форме вычислительных программ, баз данных, в форме концепций, методик, алгоритмов и др.  

 

Как следует из табл. 2.1, по стандартам России объектами, обладающими определенными потребительскими свойствами, являются продукция, услуга, интеллектуальный продукт. Международным стандартом ISO 9000 в соответствии с приведенным определением термина «продукция» как любой результат преобразующей деятельности, то и услуга и интеллектуальный продукт все отнесено в категорию «продукция».

Тем не менее, отличительные особенности в оценке качества продукции и услуги существуют. Систематизация отличительных черт продукции и услуги приведена в табл. 2.2.

Таблица 2.2.Отличительные черты продукции от услуги

Продукция Услуга
Осязаемость Неосязаемость
Возможна перепродажа Не подлежит перепродаже
Подлежит аккумулированию и хранению Не подлежит аккумулированию и хранению. Необходимо удовлетворять спрос в момент его возникновения
Оборудования и устройства важны для стоимости производства и продукции Оборудование и устройства важны для контакта с потребителем
Производство подлежит автоматизации Услуга базируется часто на знаниях и умении, и поэтому процесс оказания услуги трудно поддается автоматизации
Доходы привносит переработка материальных ресурсов Доходы приносят процессы оказания услуг
Многие свойства, характеризующие качество продукции, измеримы Качество услуги трудно измерить. Услуге присуще понятие уникальность
Продажа отделена от производства Продажа часто является частью производства
Продукция подготовлена для перемещения Поставщик услуги способен к перемещению

 

Общность услуг и продукции сводится к следующему.

1. Операционные функции и при выполнении услуги и при производстве продукции продолжают преобразовывать входные ресурсы в товар. Поэтому деятельность операционных функций часто аналогична как для продукции, так и для услуги.

2. Продукция и услуги производятся в соответствии с установленными стандартами качества и подлежат сертификации.

3. Функции управления аналогичные, как при производстве продукции, так и услуги.

4. Продукция и услуга имеют свой жизненный цикл.