Предмет этики
Этика исследует мораль, является наукой о морали или нравственности.
В обыденном языке «этика» и «мораль» обычно отождествляются и это вполне допустимо. В научных же рассуждениях этого делать нельзя, так как этика – это наука, а нравственность – ее объект.
Обозначив этику как науку о нравственности, мы указали на область изучения, но не дали еще определения ее предмета. Мораль изучается не только этикой. Ее исследует также педагогика, психология, социология, социальная психология, логика, этнография и другие науки. В чем специфика этики?
Во-первых, нравственность для этики есть единственный объект исследований, причем рассматриваемый как целостное явление. Для других наук нравственность, напротив, выступает лишь одним из моментов изучаемой области (например, социальная психология рассматривает мораль, как момент массового сознания, логика – как элемент нормативных систем и т.д.), и поэтому все они фиксируют в нравственности какую-либо одну сторону (воспитательную, психологическую и т.д.).
Во-вторых, этика осмысливает нравственность в свете определенной философски-исторической концепции, дает ей мировоззренческую интерпретацию. В отличие от других наук, этика не ограничивается анализом определенных локальных связей нравственности с другими формами общественного сознания и областями деятельности (с религией, искусством и др.), а раскрывает качественный тип этих связей, все их внутреннее богатство. Иными словами, этика доводит изучение нравственности до выявления ее философско-мировоззренческой сути. Это наука философская, которая имеет свой предмет, отличный от других философских наук.
С учетом всего этого этику следует определить как философскую науку, изучающую нравственное сознание, его структуру и нормы.
Каковы же задачи этики в отношении своего предмета?
1. Этика описывает качественные границы нравственности, в единой человеческой деятельности выделяет собственно нравственный аспект (мораль пронизывает все человеческое сознание и поведение, а не есть особая сфера деятельности).
2. Этика призвана научно обосновывать необходимость нравственности, ее происхождение, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития.
3. Этика дает критически-ценностный анализ нравственности, т.е. она учит морали, прививает определенные моральные представления и принципы, морально воспитывает.