Кроссворд «Мой край».

Вопросы к кроссворду:

1) Башкирский национальный инструмент

2) Жилище древних башкир

3) Бывший президент Башкортостана

4) Самая длинная река в Башкортостане

5) Дважды Герой Советского Союза

6) Национальный герой

    Р     С
  ю а   Г а
к р х а а л
у т и г р а
р а м и е в
а   о д е а
й   в е в т
      л  
ь

Какая известная фамилия получилась по горизонтали?

Ключевое слово: Рамиев. Сегодня на уроке мы поговорим о Закире Рамиеве.

9) А кто знает, кем был 3. Рамиев? Где он родился?

10) Да, он наш земляк. Его имя Мухаммедзакир Рамиев в литера­туре известен под псевдонимом Дэрдменд, что означает «задумчивый человек». М. Рамиев родился 23 ноября 1859 года в деревне Зирган нынешнего Мелеузевского района, в семье золотопромышленника. Его отец Мухаммадсадык в 1862 году приобрел мыловаренный завод в Оренбургской губернии, а через семь лет открыл свой первый при­иск по добыче золота. Его сыновья Мухамметзакир и Мухаммадша- кир расширили дело своего отца и к началу XX века владели двадца­тью золотыми приисками на территории нынешнего Башкортостана и Челябинской области, которые приносили большой доход. В литера­туре о Дэрдменде называются такие данные: в местах, где промышля­ли Рамиевы, для России было добыто более 40 тонн золота, а на их долю приходилось около пяти тонн. Не бедствовали.

Грамоте Закира и его брата Шакира учила мать - и татарской, и русской. Потом они учились в начальной мусульманской школе, после нее две зимы в городе Орске, после чего - в медресе в деревне Муллакаево, что находилась в 70 километрах от родительского дома. Оттуда Закир уехал почти на два года в Турцию. Учился в Стамбуле, частным образом осваивал турецкий язык и литературу, другие предметы.

После учебы в Турции Закир Рамиев возвращается на родину и некоторое время живет в Орске - центре необжитого уезда, площа­дью равного Курской губернии и побольше Дании. Здесь он занимал­ся торговлей, а летние месяцы проводил на золотых приисках. На второй год по возвращении из Турции он женился на Махубджамал - дочери купца Бурнаева. У них родились восемь детей.

«С ранней весны до поздней осени Закиру и его брату Шакиру при­ходилось трястись в повозках, наматывая на колеса тысячи верст: свои миллионы они зарабатывали в заботах о развитии приисков и золотодо- бытных делах», - пишет в своей статье «Предчувствие Дэрдменда» жур­налист Марсель Зейнуллин. Зимой Закир Рамиев вместе с семьей прожи­вал в Оренбурге, занимался творческой и благотворительной деятельно­стью. В его доме собирался цвет татарской интеллигенции. Он был ин­теллектуалом, много читал, путешествовал по Европе, создавал свои поэтические произведения. Он сотворил собственный поэтический мир. Его поэзия - камерная, негромкая. Дэрдменд - поэт печали.

Закир был человеком общественным — несколько раз избирался в Оренбургскую городскую думу, вступил в губернское бюро кадетской партии, в 1906 году его избрали депутатом I Государственной Думы, где он входил в мусульманскую фракцию. В июле 1917 года он участвовал в Казани в работе Всероссийского мусульманского курултая. В конце но­ября состоявшийся в Оренбурге Общебашкирский курултай объявил о создании Башкирской республики. Первым делом республика объявила все недра и «надземные богатства» на своей территории государственной собственностью - прииски Рамиевых, разумеется, тоже.

23 января 1918 года власть в Оренбурге перешла в руки больше­виков. Перестали выходить «Вакыт» и «Шура». Вместе с заведующим типографией Валиевым Закир Рамиев лично передал типографию Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, и через месяц, оставив в Оренбурге свой дом, имущество, богатейшую библиотеку, 59-летний Закир Рамиев переезжает с семьей в Орск.

Он не замыкается в себе. Общается в Орске с молодым и довольно образованным комиссаром по национальным делам Абдуллой Давлетшиным, встречается с местной интеллигенцией. Осенью 1921 года после поездки в Оренбург на похороны умершей от тифа старшей дочери Уммугульсум Закир Рамиев тяжело заболел и через неделю умер. Это слу­чилось 9 октября 1921 года. Перестало биться сердце патриота, который на собственные средства построил десятки мечетей, школ и больниц на территории современного Башкортостана, который внес немалый вклад в развитие культуры, образования татарского и башкирского народов. Па­мять о нем чтят не только в Татарии, но и в Башкортостане.

Сегодня мы прочитаем один из рассказов под названием «Пше­ница».