Устройство шланговых моечных установок высокого давления.
Оборудование, приборы и инструменты.
1. Моечная установка высокого давления FAIP F – 180;
2. Моечная установка высокого давления ОМ – 5361
Задание
1. Изучить устройство и принцип работы шланговых моечных установок;
2. Изучить устройство и принцип действия моечного пистолета;
Техника безопасности при выполнении работы.
1. Работы по изучению моечных установок проводить в спецодежде;
2. Не включать прибор без преподавателя или учебного мастера;
3. Строго избегать попадания струи воды, выходящей из моечного пистолета, на части тела и одежду;
Характеристика загрязнений автомобиля.
Автомобилям приходится работать в различных дорожных условиях – в городе, за городом, на дорогах с твёрдым и грунтовым покрытием, в сухую и дождливую погоду. В результате смачивания автомобиля водой на его поверхность прилипают различные загрязнения – песок, грязь, глина и т.д. Кроме того, грузовые автомобили загрязняются перевозимым грузом, а также при заправке и техническом обслуживании топливом, маслом, смазками, которые склеивают частицы пыли и образуют плёнку. Приведённые виды загрязнений встречающиеся при эксплуатации автомобилей требуют работ по уборке, мойке, обсушке, протирке и полировке.
Оценка наиболее характерных загрязнений автомобилей, поступающих на посты мойки автомобилей, приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Оценка характерных загрязнений автомобилей.
Вид загрязнения | Части автомобиля | Толщина слоя загрязнения, мм | Площадь загрязнения, % | Условный коэффициент прочности |
Почвенная мелкодисперсная пыль | Салон | 0,5 | 0,15 | |
Верхняя часть кузова, стекла | 0,5 | 0,3 | ||
Багажник | 0,5 | 0,15 | ||
Моторный отсек, двигатель, коробка передач | 0,3 | |||
Почвенная крупнодисперсная грязь | Салон | Отдельные частицы | 0,15 | |
Верхняя часть кузова, стекла | 0,3 | |||
Багажник | 0,15 | |||
Масляно- грязевые отложения | Моторный отсек, двигатель, коробка передач | 3-5 | 0,45 | |
Отдельные детали и узлы подвески и рулевого управления | 3-5 | 0,45 | ||
Асфальто-смолистые отложения | Нижняя часть кузова, подвеска, днище | Отдельные частицы |
Устройство шланговых моечных установок высокого давления.
Шланговые моечные установки высокого давления выпускаются в стационарном и передвижном исполнении. Первые имеют большую производительность насосной станции и рассчитаны на одновременную работу до четырёх моечных постов, вторые, в подавляющем большинстве своём, комплектуются одним моечным пистолетом.
И те и другие подсоединяются к водопроводной сети, однако передвижные установки малой производительности могут работать от любого водяного резервуара, имеющего ёмкость, достаточную для помывки автомобиля.
Рисунок 1.1 Типовая гидравлическая схема шланговой установки.
1 – плунжерный трех- или четырехцилиндровый со сдвигом фаз на 120º (или 90º);
2 – манометр с демпфером; 3 – обратный клапан; 4 – перепускной клапан, регулирующий давление на выходе из пистолета; 5 – моечный пистолет со сменными насадками; 6 – электропривод; 7 – впускной клапан, 8 – плунжеры; 9 – выпускной клапан.
Вода из водопровода через впускные клапана 7 поступает в плунжера 8, которые её под давлением выдавляют под давлением к моечному пистолету 5 через выпускные клапаны 9 и обратный клапан 3. При повышении давления до значения установленного перепускным клапаном 4, которое контролируется с помощью манометра 2, часть воды уходит обратно во впускную магистраль и клапан закрывается, далее цикл повторяется. При отпускании ручки моечного пистолета весь поток воды через перепускной клапан 4 возвращается во впускную магистраль, а электропривод не отключается. Распыл воды, выходящий из моечного пистолета можно регулировать с помощью сменного наконечника, схема которого представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 Сменный наконечник моечного пистолета.
1 – винт; 2 – радиальное отверстие; 3 – корпус пистолета; 4 – втулка; 5 – осевое отверстие; 6 – выходное отверстие; 7 – сопло.
Вода из насоса по шлангу поступает в полую часть винта и через радиальные отверстия 2 в полость корпуса 3 пистолета, а затем через отверстия а во втулке 4 в переднюю часть корпуса и сопло 7. При вращении корпуса 3 относительно винта 1 его торцевая часть с осевым отверстием 5, в стенках которого сделаны четыре косые прорези, входит в отверстие 6 в передней части корпуса.
Если при вращении корпуса пистолета торцевая часть винта лишь частично войдёт в отверстие 6, то в этом случае вода, пройдя через косые прорези винта, получит вращательное движение, а струя воды, выходящая из сопла 7, приобретает конусную форму. Чем больше торцевая часть винта войдёт в отверстие 6, тем больше станет угол конуса струи. Когда прорези винта окажустя внутри втулки 4, завихрения воды не будет, и струя будет иметь кинжальную форму.
Если торцевая часть винта войдёт в отверстие 6 полностью и кромки винта будут прижаты к стенкам отверстия, то выход воды из пистолета прекратится.
Рисунок 1.3 Насос высокого давления.
1 – привод; 2 – регулятор давления; 3 – манометр; 4 – головка насоса; 5 – впускной клапан; 6 – возвратный клапан; 7 – защитное покрытие от сухого включения и избыточного давления; 8 – трёхосевой плунжерный насос.
Принцип действия данного насоса мало чем отличается от предыдущего. По конструкции имеются существенные отличия, так как в данном насосе движение плунжеров происходит за счёт качающейся шайбы 1, а в предыдущем установлен коленчатый вал. При отпускании рукоятки моечного пистолета электропривод насоса отключается за счёт сухого включения 7.
Контрольные вопросы.
1. Виды загрязнений автомобиля и способы очистки;
2. Рассказать принцип работы передвижной моечной установки;
3. Рассказать принцип работы наконечника моечного пистолета;
4. Характерные неисправности передвижных моечных установок.