Задание 1: выучить отличия научного текста в АЯ и РЯ; выучить приемы стилистической адаптации при переводе научного текста.
Языковые особенности научно-технического стиля в АЯ и РЯ нередко не совпадают. Поэтому при переводе необходима стилистическая правка.
1. Для научно-технических материалов английского языка характерно преобладание простых предложений, которые, по приблизительным подсчетам, составляют в среднем свыше 50% общего числа предложений в тексте. В то же время число сложных предложений сравнительно невелико (в обоих языках сложноподчиненные предложения преобладают над сложносочиненными). Это явление несвойственно соответствующему стилю в русском языке, где сложные предложения используются очень широко. В связи с этим в англо-русских технических переводах часто используется прием объединения предложений, в результате чего двум или более простым предложениям английского оригинала соответствует одно сложное предложение в русском переводе.
This condition, however, changes at certain critical energies of the electrons. At these critical energies the gas atoms do absorb energy, and a sudden drop in the electron current is simultaneously observed. | Однако это условие нарушается при некоторых критических энергиях электронов, когда атомы газа поглощают энергию, и одновременно наблюдается внезапное падение электронного тока. |
2. Одно из распространенных проявлений стилистической адаптации в научно-техническом переводе - это стремление «закавычить» стилистические инородные элементы:
It is thus the trademark of the results of this new theory. | Она (т.е. постоянная Планка) является как бы «фабричным клеймом» результатов этой новой теории. |
3. Вместо нестандартного описания в оригинале переводчик может использовать стереотипные формулировки:
Equations (1-8) and (1-5) may be combined as follows: ... | Объединяя уравнения (1.8) и (1.5), получим: ... |
4.В английских научных текстах подчас встречаются эмоциональные эпитеты, образные и фигуральные выражения, риторические вопросы и тому подобные стилистические приемы, оживляющие повествование и более свойственные разговорному стилю или художественной речи. Такие нарушения стилистического единства текста меньше свойственны научно-техническим материалам в русском языке. Сопоставительный анализ переводов показывает, что переводчики регулярно осуществляют стилистическую адаптацию переводимого текста, опуская эмоционально-стилистические элементы оригинала, которые кажутся им неуместными в «серьезном» научном изложении.
In the last section Schrodinger's equation was introduced. What does Ф which appears in this equation represent? Because Ф is complex in general, no physical significance is given to it. | Величина Ф входящая в уравнение Шредингера, в общем случае представляет собой комплексное число, поэтому физический смысл ей не придается |
При переводе этого отрывка переводчик просто опустил при переводе риторический вопрос, нарушающий стилистическую строгость русского текста.
5. Для научного изложения в целом характерен признак номинативности т.е. более широкое использование существительных, чем в иных функциональных стилях. Однако, в русском языке эта тенденция выражена более четко и при переводе английские глаголы нередко заменяются существительными:
The engine is the source of power that makes the wheels go round and the car move. | Двигатель служит источником энергии для вращения колес и движения автомобиля. |
6.Для научного изложения характерна высокая логичность и последовательность. Однако в английском языке логические связи между отдельными высказываниями часто обнаруживаются лишь в самом их содержании и особо не выражаются. Русский же язык предпочитает использовать специальные слова и вводные обороты, указывающие на тот или иной тип связи. Поэтому в переводе часто обнаруживаются подобные дополнительные уточнения, отсутствующие в оригинале. Например:
Semiconductor theory, junction theory, and circuit theory are integrated to explain the behavior of existing devices in circuits. No prior knowledge of modern physics is assumed. | . В книге для объяснения поведения существующих приборов в схемах объединены теория полупроводников, теория р-п-переходов и теория цепей. При этом не предполагается предварительного знакомства читателя с современной физикой. |
Этот пример представляет собой отрывок из введения к книге, посвященной описанию полупроводниковых устройств. Характер связи этого отрывка с предыдущим изложением, а также связи между двумя предложениями, составляющими отрывок, достаточно ясен. Понятно, что речь идет о содержании именно данной книги и что именно при ее изучении не требуется предварительного знания физики. Однако в русском переводе эта связь выражена, как говорят языковеды, эксплицитно, т.е. с помощью особых языковых средств, которые не имеют соответствия в оригинале Отметим, что в русском тексте потребовалось указать, что речь идет о знаниях «читателя», что само собой разумеется. Однако в английском тексте можно об этом не упоминать, а в русском тексте такое уточнение является уместным и естественным.
7. В английском тексте преобладают личные формы глагола, тогда как русскому научному стилю более свойственны безличные или неопределенно-личные обороты, например:
You might ask why engineers have generally chosen to supply us with a.c. rather than d.c. for our household needs. | Можно спросить, почему для домашних надобностей обычно используется переменный, а не постоянный ток. |
8. В английских текстах описательного характера нередко употребляется будущее время для выражения обычного действия.
Руководствуясь контекстом, следует переводить такие предложения не будущим, а настоящим временем, иногда с модальным оттенком:
The zinc in the dry cell accumulates a great many excess electrons which will move to the carbon electrode. | Цинк в сухом элементе аккумулирует большое число избыточных электронов, которые движутся к угольному электроду. |
9. Авторы английской научно-технической литературы широко используют различные сокращения, которые совершенно неупотребительны в русском языке, например:
d.c. (direct current) | постоянный ток |
а.с. (alternating current) | переменный ток |
s.a. (sectional area) | площадь поперечного сечения |
b.p. (boiling point) | точка кипения и др. |
Такие сокращения в переводе должны расшифровываться и даваться полным обозначением.