Видеосистемы.

Видеосистема состоит из двух компонент: видеоадаптер (видеокарта) и монитор (дисплей). Видеокарта является устройством, осуществляющим интерфейс с ПК, монитор же соединен с видеокартой (см. рис.5.2.).

Имеются два режима работы видеосистемы; графический и текстовый. Графический режим отличается тем, что при этом видеокарта может управлять каждым отдельным пик­селем экрана, при этом могут изменяться такие атрибуты отдельных точек, как цвет и мерцание. Текстовый режим отличается тем, что на экране отображаются только текстовые символы. В этом режиме число пикселей обычно не устанавливается, а вместо него указывается число символов и строк (80x25),

 

Монитор   «   Видеоадаптер (видеокарта)   <=>   ПК  

Рис. 5.2 Видеосистема ПК

Видеоадаптеры

Видеоадаптер служит для программного формирования графических и текстовых видеоизображений и является промежуточным элементом между монитором и шиной ЭВМ. Изображение строится по программе, исполняемой ЦП, в чем ему могут помогать графические акселераторы и сопроцессоры. Существует ряд классов адаптеров (MDA, CGA, EGA, VGA и т.д.). В монитор адаптер посылает сигналы управления яркостью лучей RGB и синхросигналы строчной и кадровой разверток, т.е. адаптер является задающим устройством, а монитор со своими генераторами разверток должен вписываться в задан­ные параметры синхронизации.

Все компоненты видеоадаптера могут размещаться на одной плате расширения, или устанавливаться прямо на системной плате (встроенный видеоадаптер). Второй вариант менее эффективен, поскольку в этом случае для передачи видеоданных используется сис­темная шина.

Стандартизацией в области видеосистем занимается международная организация VESA, благодаря чему обеспечивается совместимость как на уровне аппаратных средств, так и на уровне программного обеспечения.

Положение видеоадаптера обязывает его иметь по крайней мере два интерфейса -один для связи с монитором, другой для связи с процессором и памятью ЭВМ. Большин­ство адаптеров имеют интерфейс VGA (15 контактный RGB Analog применяется с адапте­ров VGA очевидно отсюда и название), кроме того в настоящее наметилась тенденция ис­пользования телевизионных интерфейсов. В качестве магистральных интерфейсов снача­ла использовались шины ISA/EISA и МСА, но их производительности оказалось недоста­точно. Для увеличения производительности была стандартизирована локальная шина VLB, но она использовалась лишь с процессорами i486. Затем для подключения видео­адаптеров на широком спектре процессоров использовалась шина PCI. Однако и ее произ­водительности оказалось недостаточно. Поэтому на базе шины PCI для процессоров клас­са Pentium и старше был разработан специальный интерфейс AGP, имеющий производи­тельность в 2, 4 и даже 8 раз выше чем PCI.

Ниже дана кратка характеристика видеоадаптеров в хронологическом порядке их появления:

MDA (Monochrome Display Adapter) - монохромный четырехцветный (цвета: обыч­ный, подсвеченный, подчеркнутый, инверсный) адаптер, используемый для вывода только текстовой информации;

HOC (Hercules Graphic Controller) - графическое расширение MDA, обеспечиваю­щий режим 720*350 с двумя битами на пиксель;

CGA (Color Graphic Adapter) - цветной графический адаптер. Режимы текстовый и графический, разрешение низкое особенной по вертикали.

EGA (Enhanced Graphic Adapter) - расширенны графический адаптер. Режимы тек­стовый и графический, кроме собственных видеорежимов поддерживал режимы адапте­ров MDA и CGA.