Автомобильная травма

 

Наиболее распространенным видом транспортных происше­ствий являются автодорожные травмы. В силу своих специфиче­ских особенностей (массивность транспортных средств, движе­ние их с большой скоростью и т.д.) они нередко заканчиваются смертью пострадавших, и поэтому довольно часто встречаются в судебно-медицинской практике. При исследовании автодорож­ных травм возникает множество различных вопросов, среди ко­торых наиболее важным является вопрос о механизме возник­новения повреждений.

При осмотре места происшествия могут быть обнаружены: следы от колес автомашины на грунте, торможения автомобиля, краски автомашины или предметов, которыми она была нагру­жена, от масла, воды, тосола, антифриза, бензина (дизельного топлива), от удара автомашиной; части и детали автомобиля, от­ломанные и оставшиеся на месте происшествия в связи с авари­ей и т.д. По этим следам и предметам в ряде случаев можно ус­тановить не только модель (марку), но и конкретный экземпляр автомашины. Не меньшее значение имеют и осмотр трупа на месте происшествия, и нахождение на окружающих предметах следов крови, волос, мозгового вещества и других биологиче­ских частиц, позволяющих в ряде случаев представить картину происшествия.

По механизму возникновения автотранспортные травмы под­разделяют на следующие виды: 1) удар частями движущейся автомашины, 2) прижатие тела колесом к грунту, 3) полный переезд тела колесом, 4) падение из движущейся автомашины, 5) травма внутри кабины, 6) прижатие автомашиной к непод­вижному предмету, 7) столкновение автомашины с другими видами транспорта, 8) комбинированные виды автотравмы, 9) прочие случаи.

Каждый из указанных видов автотравмы в свою очередь слагается из нескольких следующих друг за другом фаз, сопровождающихся определенным характером повреждений и их ло­кализаций. Например, при ударе пострадавшего частями дви­жущейся автомашины различают четыре фазы: первая — столк­новение автомашины с пострадавшим, когда отмечаются повре­ждения от удара и сотрясения тела; вторая — падение пострадавшего на автомобиль, повреждения при этом возникают при ударе о корпус его машины; третья — отбрасывание тела и падение его на землю, от чего повреждения располагаются на стороне, противоположной удару; четвертая — скольжение тела по земле с соответствующими повреждениями.

При других видах автотравм отмечается иное количество и со­четание фаз. Так, в случаях травмы внутри кабины различают две фазы: первая — столкновение тела с частями автомашины, когда повреждения локализуются, как правило, спереди; вторая — придавливание тела частями управления к стенке кабины. Аналогич­ные фазы отмечаются и в случаях прижатия тела частями автома­шины к неподвижным предметам.

Повреждения, возникающие при автомобильных происшест­виях, весьма разнообразны. Их можно разделить на три группы: 1) повреждения, характерные для автотравмы; 2) повреждения от автотранспорта, но не характерные для автотравмы; 3) по­вреждения, сходные с другими видами травм, в частности, с ра­нениями от острых предметов, из огнестрельного оружия и т.д.