Воздушная перспектива

 

Воздушная перспектива предполагает правильное использование тона и цвета. Воздух и атмосфера редко бывают идеально прозрачными. Дым, пыль, водяные пары часто создают дымку. Даже в относительно ясные дни эту дымку прекрасно видно, горизонт затуманен, а вдали преобладают серые или серо-голубые цвета. Естественно, что главную роль здесь играет погода, и плотность дымки часто напрямую зависит от количества влаги в атмосфере. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трёх явлениях – контрастность, оттенки красок, цвет.

Контрастность на переднем плане проявляется максимально, с расстоянием же теряет своё значение и затем полностью исчезает на горизонте, растворяясь в сплошных голубых или серых тонах. Как этот эффект воспроизвести? Помочь этому может наличие на переднем плане какого-либо объекта с ярко выраженной контрастностью, к примеру сельского домика, одна сторона которого залита солнцем, а другая находится в тени.

Цвет и оттенки цвета. Цвет – это свет. Акварель, благодаря своему составу и необходимости разводить её водой, позволяет получить цвета, очень похожие на естественные. Акварельные краски наносят на бумагу тонким прозрачным слоем, сквозь который просвечивает фактура бумаги. Слой акварели не задерживает, а пропускает свет. При работе с акварелью важно найти гармонию между различными тонами и цветом. С увеличением расстояния оттенки красок теряют первоначальную яркость, бледнеют. Цвета, тёплые на переднем плане, сменяются на заднем плане холодными.

Воздушная перспектива значительно усиливает эффекты, связанные с линейной перспективой, и создаёт ощущение расширения и глубины пространства. Это достигается с помощью умелой работы с оттенками и цветами.

К тёплой гамме относятся красноватые и желтоватые цвета.

К холодным относятся цвета, в состав которых входит голубой цвет: фиолетовый, сине-зелёный, изумрудный, бирюзовый.

К нейтральным цветам относятся: белый, чёрный.

Конечно, порой бывают такие ясные дни, когда видимость исключительная, горизонт виден так чётко, как и предметы вблизи, а цвета практически не меняются или меняются очень мало. Но если мы будем следовать природе буквально, то нашим картинкам может явно не доставать глубины или того, что называется художественной убедительностью. А потому вовсе не грех проявлять определённую вольность, дабы добиться необходимого результата.

Именно сочетание цветов, тонов и оттенков превращает картину в настоящее произведение искусства. Гармония цветов в живописи не подчиняется каким-то механическим законам, она зависит от восприятия художником окружающего мира.