Архитектурная композиция – это целостная система архитектурных форм, которая отвечает художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

 

1. Объёмно-пространственная композиция.

Любое сооружение имеет 3 измерения: длину, высоту, ширину. Трёхмерность является основным свойством архитектурного объёма, поэтому при проектировании дома главной задачей становится выявление его объёмности с разных точек наблюдения. Преобладание одной из величин даёт особенность той или иной композиции:

- высотный дом – при преобладании высоты;

- протяжённый дом – при преобладании длины;

- плоский дом – при преобладании ширины.

 

 

В основу классификации объёмно-пространственной композиции положены следующие признаки:

 

Фронтальная композиция   Глубинно-пространственная композиция   Объёмная композиция  
Рассчитана на видимость с одной стороны. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий.   Создаёт зрительную глубину. Глубинная композиция может быть образована с помощью следующих видов пространств: - закрытого со всех сторон и сверху (интерьер); - ограниченного с одной или нескольких сторон (экстерьер)   Рассчитана на видимость с различных сторон, воспринимается как движение вокруг неё. Компактный дом на отдельном участке развит по трём координатам – ширине, высоте, глубине  

 

2. Композиция внутреннего пространства.

зальная анфиладная коридорная Связанная бескоридорная система Ячейковая система смешанная
Все функции сосредоточены в одном помещении. 1. Удобна при частом переоборудовании помещения, когда все перегородки делаются подвижными, а в полу или под потолком имеется система точек, к которым подведено электричество, кабели связи или другие коммуникации. 2. Крытый рынок. Помещения расположены одно за другим. 1. В парадной части жилого дома для большой семьи: прихожая – передняя – гостиная – столовая. Всё связано общей осью – проходом. 2. Музеи. 3. Универмаги. Помещения расположены с одной стороны или с двух сторон от связывающего их коридора. Объединяет ячейки вокруг общего помещения. Обычно таким центром служит общая комната. Зрелищные и Выставочные залы. Образуется из независимых друг от друга частей. Ячейки-квартиры имеют самостоятельные входы с улицы и, хотя вплотную находятся друг с другом, внутреннее пространство полностью взаимоизолировано. Зальная, бескоридорная и анфиладная композиции образуют единый целый интерьер.

 


 

Вопрос 6. Ранние формы искусства: разновидности по материалу, технике, сюжету.

 

Ранние формы искусства относятся к первобытной культуре. Первобытной называют архаическую культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тысяч лет тому назад, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни (например, племена в джунглях). Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, до возникновения письменности.

Материальным свидетельством ранних форм искусства является то, которое возникло в позднем палеолите, и отражало воззрения, условия и образ жизни людей того времени. Основные памятники – пещера Альтамира (Испания), Ласко (Франция).

 

1. Раскраска, татуировка человеческого тела.

2. Живопись.

3. Скульптура.

4. Архитектура.

5. Орнамент.

 

В связи с различными видами искусства можно выделить их разновидности:

По материалу:

- живопись – охра, зола;

- графика – зола;

- скульптура – охра, камень, дерево, кость;

- архитектура – камень (мегалиты: кромлехи, дольмены, менгиры);

- орнамент – охра;

- петроглифы – камень;

- ДПИ – раковины, перья, зубы, растительные волокна, кора.

 

По технике:

- живопись – отпечатки рук. Волнистые параллельные бороздки (макароны). Бесконечные ряды точек и чёрточек, прямые и волнистые линии, круги и спирали – прообразы будущего орнамента.

- скульптура – лепные изображения зверя в натуральную величину. Рельеф (два отдельных фрагмента – женщина с рогом в руке и фигура охотника, палеолитические Венеры)

 

По сюжету:

- живопись – портреты, отпечатки рук, животные, сцены охоты;

- графика - портреты, отпечатки рук, животные, сцены охоты;

- скульптура – женский портрет, животные. Фигуры становились всё более близкими к натуре, (например, медведь поднимался на задние лапы).

 

 

Вопрос 7. Эволюция форм, конструкций и планировки архитектуры Древнего Египта в разные периоды царств.

 

Египетская цивилизация сложилась на северо-востоке Африки, в нижнем течении реки Нил. Дошедшие до нас памятники представляют собой культовое искусство. В архитектуре это святилища, храмовые комплексы, гробницы фараонов и знати.

 

Древнее царство.

 

1. Возведение на западном берегу Нила крепости «Белые стены» - будущий город Мемфис.

2. Возведение каменных гробниц – мастАб – по-арабски «скамья». Наземная часть мастАбы действительно напоминала скамью, её трапециевидные, сужающиеся кверху стены поддерживают плоскую крышу. Внизу, под землёй, находилась сама гробница с камерой для саркофага. Стены внутри покрывали рельефами.

3. Идея пирамидальной гробницы была впервые воплощена в 28 году до н.э. зодчим Имхотепом. Он построил ступенчатую пирамиду фараона Джосера в Саккаре. Пирамиду сложили из поставленных одна на другую последовательно уменьшающихся мастАб. Позднее севернее Саккары – в Гизе – были возведены три гигантские 4-гранные пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. В ту пору пирамиды не были одиноки. У их подножий простирался город мёртвых, застроенный «домами вечности» знати Мемфиса.

 

Среднее царство.

 

К началу Среднего царства политический центр переместился в город Фивы.

1. Фараон Аменемхет 1 основал на границе Верхнего и Нижнего Египта новую столицу. Это был город-крепость под названием Иттатуи («забравшая обе земли»). Южнее Иттатуи была освоена «земля озера», превращённая в результате осушения части гигантского естественного водоёма в плодородный оазис. Две тысячи лет спустя его назвали Фаюм («море»). В Фаюмском оазисе археологи обнаружили остатки ирригационных сооружений и руины города Кахун. На восточной окраине оазиса было построено огромное здание со сложным запутанным расположением тысячи залов, галерей и коридоров с колоннадами и статуями. В описаниях Геродота и Страбона это сооружение названо Лабиринтом, египтологи считают его заупокойным храмом Аменемхета 3. рядом с остатками Лабиринта сохранились руины когда-то гигантской пирамиды с подземной усыпальницей из цельного кварцита.

2. Возросшая самостоятельность провинций привела к тому, что их правители, присвоив себе некоторые привилегии фараонов, стали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. В гористых местностях южных провинций появляются вырубленные в скалах гробницы, открытые наружу входным вестибюлем типа портика на двух или четырёх колоннах.

 

Новое царство.

 

На Египет напали азиатские племена, которые они назвали гиксОсы («чужеземные правители). Это на полтора столетия погрузило страну в пучину бедствий, привело к упадку экономику и культуру. Тем ярче выглядит расцвет Египта после их изгнания.

1. В Фивах началось строительство двух храмов. Один из них находится на территории современного города Луксора. Другой расположен в трёх километрах севернее в селении Карнак. В древности храмы соединялись аллеей сфинксов.

2. В начале 15века архитектор Сенмут воздвиг заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона царицы Хатшепсут. Три огромные прямоугольные каменные террасы с портиками и внутренними помещениями поднимаются одна за другой. Они соединены по центральной оси пологими широкими пандусами. Поднимаются они к скрытому в скалах святилищу.

3. Реформы Аменхотепа 4:

- религиозная реформа: установил культ универсально божества – солнечного диска Атона;

- новая столица Ахетатон.

4. Правление Рамсеса 2. Грандиозное строительство:

- новая столица Пер-Рамсес;

- храм Осириса;

- в Фивах выстроен гипостиль (зал, галерея, потолок которого подпирается колоннами);

- пристройка к святилищу в Луксоре.

 

Эллинистический период.

 

 

Завоевание Египта в 332 году до н.э. Александром Македонским.

1. Основание города Александрии, он был спланирован по правилам эллинского искусства градостроительства.

2. Маяк на острове Фарос, соединённый с набережной Александрии насыпной дамбой.

 


 

Вопрос 8. Памятники архитектуры Древней Индии. Основные виды архитектурных конструкций.

 

Индия – огромная разноплеменная страна, расположенная в Южной Азии.

 

1. Раскопки в Синде на берегу реки Инд и в Хараппе показали, что уже в 3-2 тысячелетиях до н.э. на северо-западе Индостана существовали регулярно распланированные города с прямыми улицами, налаженной системой водоснабжения, бассейнами для религиозных омовений, многоэтажными постройками из обожжённого кирпича.

2. Нашествие ариев. Появление ведических селений из нестойкой древесины (дошли до нас в виде храмовых рельефов). Они были проникнуты мифологическими представлениями. В основе плана деревни и жилого дома лежала магическая диаграмма – янтра. Деревню окружала ограда, оберегавшая от злых духов, вокруг неё шла круговая тропа для ритуальных процессий. Две пересекающиеся под прямым углом улицы делили её на 4 части и завершались четырьмя воротами, они были ориентированы по сторонам света. Круглые в плане деревянные постройки с купольными тростниковыми крышами повторяли план всего селения.

3. В правление царя Ашоки признанной государственной идеологией стал буддизм. Основные типы буддистских сооружений:

- ступа – мемориальный памятник в честь дел Будды, хранилище его реликвий;

- стамбхи – столбы, на них высекались проповеди;

- скальный храм – символ отшельнической жизни Будды;

- пещерные монастыри.

 

Искусство периода Гуптов (4-6 вв. н.э.)

 

Последний этап расцвета древнеиндийской культуры приходится на время, когда Северная и частично Центральная Индия были объединены в большую империю под властью династии Гуптов. Этот период стал переходом от древности к феодальной эпохе.

Буддистские храмы того времени превратились в галереи, которые тяготели к космической всеохватности: архитектура, живопись, скульптура и декоративные ремёсла выступили здесь в очень тесном содружестве. Пример – пещерный храм Аджанта. Это огромный ансамбль – своеобразный скальный город, вырубленный несколькими поколениями мастеров в толще горы. Здесь обучались монахи. Из ажантских пещер 5 были чайтьями, а 24 представляли собой монастырские залы – вихары, окружённые монашескими кельями.

 


 

Вопрос 9. Искусство стран арабского халифата. Символика искусства ислама.

 

В 7 веке н.э. на Ближнем Востоке возникла сила, которая изменила весь ход мировой истории. Этой силой стало молодое государство Халифат, которое сложилось в результате политики уроженца города Мекки Мухаммеда. Он явился основоположником третьей религии – ислама. Халиф – заместитель Мухаммеда как духовного и светского главы мусульман.

 

Архитектура.

 

Альгамбра – резиденция эмиров Гранады, памятник арабо-мусульманского дворцового зодчества. Гранада – город в составе Андалусии.

Главная достопримечательность – царский дворец, который образует часть крепости Алькасабы. Планировка крепости, расположение и устройство стен, прямоугольных зубчатых башен и ворот с бастионами и ловушками, потайных входов и системы водоснабжения – всё продумано с учётом рельефа местности. Крепость в совершенстве воплотила в себе древнюю идею закрытого правительственного города. Содержит дворцы, мечети, бани, сады, жилые дома, погребальный сад – равду.

В основе композиции комплекса лежит система дворов, которые расположены на разных уровнях, эти дворы группируют вокруг себя постройки разного назначения. Миртовый двор имеет прямоугольный бассейн, он обсажен апельсиновыми и миртовыми деревьями, на торцовых сторонах ограничен портиками.

Под прямым углом к нему примыкает харим – запретный для посторонних жилой Дворец Львов с залами и покоями. Внутри есть продолговатый Львиный дворик с колоннадой из нерегулярно поставленных колонн. Чашу фонтана посреди двора окружают 12 львов.

Внутри дворцовых зданий надписи. Они выполнены классическими почерками арабской каллиграфии. Ислам запрещает изображать людей и животных. Главное – это орнамент (арабеска), все его виды основаны на точном математическом расчёте, повторе или кратном умножении (наподобие калейдоскопа) простых геометрических или растительных форм. Движение арабески бесконечное, оно протекает в заданном ритме и может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности орнамента. Он способен размещаться на поверхности любой конфигурации и размера и изменяться в масштабе. Не существует никакой принципиальной разницы между орнаментом на стене здания, полотнище ткани, ковре, переплёте или фронтисписе рукописи, ювелирном изделии.

 

ФронтиспИс – иллюстрация в книге, помещённая на левой стороне разворота титульного листа, обычно портрет автора.

 

Мечеть

 

Их архитектура формировалась в соответствии с их различными назначениями и в русле местных строительных традиций. Отличительной чертой мечети с конца 7 века стал михраб – ориентированная на Мекку священная арочная ниша.

Она может быть двухмерная, иллюзорная (плоский михраб) или глубокая (вогнутый михраб).

 

Минарет

 

Это высокое культовое сооружение, которое предназначено для призыва мусульман к молитве. По мнению многих исследователей, идея минарета была заимствована от христианской колокольни. Тип минарета как культовой постройки не был канонизирован и получил автономное развитие в различных областях.

Типы:

1. Квадратные в виде 4-гранной, 2-х или 3-гранной призматической башни с галереей-балконом или зубчатым парапетом, иногда завершаются фонарём подобной формы. Есть в Сирии, Испании, странах Северной Африки.

2. Круглоствольные. Прямые или суженные кверху, поставлены на квадратное или 8-гранное основание. Их ствол гладкий, гофрированный или ребристый. Могут быть ступенчатыми или многоярусными. Увенчаны фонарём, куполом или шатром. Украшены поясами узорной кладки, лентами надписей, сталактитовыми карнизами и решётчатыми парапетами балконов.

3. Спиралевидные. Ствол этих башен круглый, обёрнут спиралью пандуса-лестницы. Таких минаретов всего 3: в Самарре, в Ираке и в Каире.

 

медресЕ

 

Это с 9 века мусульманская средняя или высшая школа, готовила священнослужителей, учителей.

Во второй половине 9 века определился обычный план медресе: помещения в 1-3 этажа замкнуты вокруг прямоугольного двора. В разных территориях встречаются разнообразные медресе.

В Сирии во второй половине 7 века возникла тенденция к объединению в одном здании помещений с функциями медресе, мечети и мавзолея. Это привело к строительству многозначных культовых комплексов и постепенному исчезновению медресе как самостоятельного архитектурного типа.

В Малой Азии в 13 веке появляются двухэтажные медресе с четырьмя айванами. Айван – крытая терраса или сводчатый зал.

 

Караван-сарай

 

Это торгово-гостиничные сооружения, которые вели своё происхождение от древних дорожных постоялых дворов и почтовых станций. Они строились в городах и на дорогах на расстоянии дневного перехода. Имели массивные стены, монументальный портал, один или несколько дворов, окружённых постройками в 2-3 этажа. Это позволяло совмещать в одном здании стойла, загоны для скота, склады, магазины, комнаты для постояльцев, нередко мечеть и баню.

 

 

Вопрос 10. Характеристика японской миниатюрной скульптуры – нецкэ.

 

Нецкэ – миниатюрная скульптура, произведение японского ДПИ, представляет собой небольшой резной брелок.

 

Нецкэ появились там, где имелась одежда без карманов, но с поясом. Сначала нецкэ были в виде палочки или пуговицы, но в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры. Ношение предметов за поясом с помощью противовеса-брелка имеет китайское происхождение, но затем в Японии были выработаны оригинальные формы нецкэ и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые.

 

Виды нецкэ:

1. Катабори - компактная резная скульптура с изображением людей, животных или многофигурных групп.

2. Анабори – подвид Катабори, сюжеты в этом виде создаются внутри вырезанной полости, например, внутри двустворчатой раковины.

3. Саси – длинный брусок чаще всего из дерева с отверстием для шнура. Способ его употребления отличается от остальных. Другие использовали для противовеса, а саси затыкали за пояс так, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисали предметы: кошелёк, ключи.

4. Маска.

5. Итараку – нецкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетено из проволоки, бамбука или тростника.

6. Мандзю – нецкэ в виде толстого диска чаще всего из слоновой кости. Изображение даётся гравировкой, которая сопровождается чернением. Название получила из-за сходства с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю.

7. Кагамибута – плоский сосуд, выполненный из слоновой кости, рога, реже дерева. Сверху покрывался металлической крышкой, на которой была основная часть декора на основе ряда техник.

 

Вопрос 11. Творчество К. Утамаро, К. Хокусая.

 

 

Китагава Утамаро (1753-1806).

 

Настоящее имя Нобуёси. Жил и работал в столице Эдо. С конца 17 века в Эдо процветало новое направление, которое противостояло официальным канонам. Это укиё-э – «искусство бренного мира». Это была демократическая школа живописи, в её русле сложилось творчество крупных мастеров японской гравюры.

 

Гравюра – вид графической техники, произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками. Техники:

1. на металле.

2. линогравюра (на линолеуме).

3. ксилография (на дереве, или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры).

4. на картоне.

5. на воске.

 

Гравюра охватила все сферы жизни горожан, она служила и театральной афишей, и книжной иллюстрацией, и поздравительной картинкой. Впервые актёры театра Кабуки, прачки, ремесленники и торговцы стали героями японского искусства.

Утамаро рисовал с натуры, внимательно изучая свет.

1. Изображения женщин.

2. Портреты серии о-куби-э, выполнены в технике полихромной печати с применением слюдяного порошка, дающего эффект серебристого мерцающего фона.

3. Книжная иллюстрация.

 

Кацусика Хокусай (1760-1849)

 

1. Серия цветных и тоновых ксилографий «36 видов ФУдзи» (Фудзияма).

2. Серия гравюр «Путешествие по водопадам различных провинций».

3. Серия «100 видов Фудзи».

4. «Иллюстрированный каталог воинов из кланов Минамото и Тайраг».

5. Серия «Антология. Стихи ста поэтов в пересказе няни».

6. Работа в самой малой форме ксилографии – суримоно (поздравительные открытки).

 

Вопрос 12. Развитие форм традиционного искусства Австралии и Океании.

 

Традиционное искусство – это художественное творчество коренных народов Тропической Африки, Океании и Австралии, по ряду причин задержавшихся в своём развитии и находившихся к началу 20 века на разных ступенях родо-племенного строя. Обряд, предметы культа (маски, скульптуры, жезлы), танцы, пантомимы. Отличительные черты традиционного искусства: непрофессиональный и внеличный характер творчества, насыщенность мифологической символикой, неразрывная связь со всем религиозно-культурным комплексом, синкретизм (слияние несопоставимых взглядов, мышлений).

 

У подавляющего большинства народов Африки, Австралии и Океании основной ячейкой общества на протяжении многих веков оставалась сельская община, и это в значительной мере определило специфику их искусства. Это коллективный характер и замедленность развития, ориентация главным образом на закрепление и сохранение устоявшихся порядков и норм.

Анимизм, тотемизм и фетишизм – ведущие в традиционном искусстве.

 

Австралия – государство в Южном полушарии, занимает материк Австралия, остров Тасмания и несколько других островов Индийского и Тихого океанов.

Ко времени появления европейцев в 17-18 веках аборигены Австралии занимались охотой и собирательством и находились на стадии перехода от первобытного искусства к традиционному. В разных районах континента сложились местные стили.

Стиль Ванджина – изображение лежащего на боку мифологического существа, оно олицетворяло воду и всё, что с ней связано – дождь, реки, радугу, которая считалась волшебной змеёй.

Живопись на коре. Изображения рыб и черепах, животных и птиц в стиле рентгеновских снимков, когда воспроизводится не только само тело, но и кости скелета, сердце, лёгкие. Такие изображения встречаются в наскальной живописи, в рисунках на коре, на деревянных пластинках и на щитах.

Чуринги – сакральные предметы овальной формы из дерева или камня, покрыты геометрическим орнаментом – концентрическими кругами, спиралями, параллельными линиями.

 

Океания – крупнейшее скопление островов (около 10 тысяч) в центральной и юго-западной части Тихого океана. Название вошло в обиход в начале 19 века, когда было предложено подразделение островов Океании на 3 крупные части:

 

Полинезия Микронезия Меланезия

           
   
     
 
 
 

 

 


Гавайские острова, Марианские, Новая Гвинея,

Остров Пасхи, Маршалловы острова остров Бисмарка,

Маркизские острова Новая Каледония

Новая Зеландия

 

Полинезия.

1. Лодки и вёсла, бытовые и ритуальные предметы, архитектурные детали (притолоки, карнизы, столбы) украшают экспрессивной и изощрённой резьбой. В их сложные орнаментальные композиции зачастую вплетаются стилизованные изображения людей, а также морской птицы фрегата. С резьбой здесь связано и распространённое искусство татуировки, иногда она сплошь покрывает лицо и тело относительно светлокожих полинезийцев.

2. Развитая религиозная система обусловила появления деревянных и каменных божеств полинезийского пантеона. Они устанавливались рядами на каменных платформах, это позволяет говорить о зарождении здесь ранних форм монументального искусства.

3. Повсюду в Полинезии (кроме Новой Зеландии) выделывалась и различными приёмами покрывалась красочным геометрическим узором материя из внутреннего слоя коры.

4. На островах Полинезии сохранились так называемые циклопические постройки. К ним относятся храмовые сооружения из каменных глыб, они представляют собой террасы с приподнятыми площадками, обрамлённые каменными столбами. На одном из островов сооружена гробница в 3 яруса для верховных вождей.

 

Меланезия.

1. Скульптура папуасов Новой Гвинеи – корвары. Она посвящена культу умерших и представлена сидящими мужскими фигурами. Они служили своего рода подставкой для черепов предков, считавшихся вместилищем души. Голова может быть вырезана из дерева и соединять черты человека и животного.

2. Стиль Сепик (получил название по реке на севере острова). Для него типичны стилизованные изображения птиц (души-птицы).

3. Антропоморфные маски и фигуры, окрашенные в красный, чёрный и белый цвета, они имеют нос в форме клюва и иногда высунутый язык. Антропоморфизм – это наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений.

4. Стили Тами и Массим – скульптуре свойственны фронтальность и застылость, слабая расчленённость угловатых форм и отсутствие шеи.

 

 

Вопрос 13. Развитие форм традиционного искусства Африки.

 

Традиционное искусство – это художественное творчество коренных народов Тропической Африки, Океании и Австралии, по ряду причин задержавшихся в своём развитии и находившихся к началу 20 века на разных ступенях родо-племенного строя. Обряд, предметы культа (маски, скульптуры, жезлы), танцы, пантомимы. Отличительные черты традиционного искусства: непрофессиональный и внеличный характер творчества, насыщенность мифологической символикой, неразрывная связь со всем религиозно-культурным комплексом, синкретизм (слияние несопоставимых взглядов, мышлений).

У подавляющего большинства народов Африки, Австралии и Океании основной ячейкой общества на протяжении многих веков оставалась сельская община, и это в значительной мере определило специфику их искусства. Это коллективный характер и замедленность развития, ориентация главным образом на закрепление и сохранение устоявшихся порядков и норм.

Анимизм, тотемизм и фетишизм – ведущие в традиционном искусстве.

 

Африка – второй по площади континент после Евразии, омывается морями: с севера – Средиземным, с северо-востока – Красным, с запада – Атлантическим океаном , с востока и юга – Индийским океаном.

Африкой также называется часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. В Тропической Африке выделяют три культурно-исторические области: Западный Судан, Гвинейское побережье и бассейн реки Конго.

 

Скульптура и маски Западного Судана.

 

Для них характерны прямолинейные очертания, большие. Слабо расчленённые объёмы, которые часто приближаются к простым геометрическим телам и их комбинациям. Они соединяются под разными углами и чем-то напоминают живопись кубизма.

Наиболее отчётливо эта пластика проявляется в скульптурах и масках народа догон (юго-запад Мали). В своих церемониях догоны используют 80 различных масок, в каждом ритуале принимает участие определённый набор масок. Некоторые маски могут носить лишь специально обученные танцоры, надевая маску, они перевоплощаются в духов. Почти во всех масках подчёркнута вертикальная ось, и большинство из них имеет 2 центра: личина (часть маски, закрывающая лицо) и навершие (самостоятельная пластическая структура). Антропоморфные маски всегда дополнены чертами различных животных.

1. Канага – плоское лицо с отверстиями для глаз разделено пополам тонкой вертикальной перегородкой носа, она упирается в нависающий в виде 3-гранного карниза лоб. Навершие имеет форму лотарингского креста с отогнутыми концами перекладин.

2. Сириге отличается от канага навершием. Оно представляет собой ажурную доску или плоский шест высотой от 3 до 5 метров.

3. Имина на – «великая маска» сочетает в себе особенности двух первых.

4. Маски-наголовники народа бамбара. Жрецы этого народа в Мали надевают на голову убор, достигающий полутора метров в высоту с деревянным изображением антилопы с прямыми или слегка изогнутыми рогами и удлинённой шеей.

 

Гвинейское побережье.

 

1. Маски народов бага – огромные, с клювообразным носом и гипертрофированной женской грудью, весят до 60 кг.

2. Изысканные лицевые маски народов бауле и гуро. Черты лица утончённые, детали ювелирно оформлены.

3. Большие шлемовидные маски народа йоруба в Нигерии имеют сложные навершия, которые представляют собой многоярусные композиции.

Бассейн реки Конго.

1. Народ батеке. Маски в виде плоского круга, расписаны геометрическим орнаментом.

2. Народ бакуба. Маски обильно украшены раковинами и бисером.

3. Народ балумбо. Маски напоминают театральные японские маски с выбеленным лицом и раскосыми глазами.

 

Вопрос 14. Памятники культуры острова Пасхи.

 

Остров Пасхи находится в Тихом океане, имеет форму прямоугольного треугольника, по всем его трём углам размещены вулканы. Сам остров имеет вулканическое происхождение. Остров был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года. Заселение его началось в 300 году жителями из Западной Полинезии.

 

1. У древних жителей существовала собственная система письменности, которая до сих пор не расшифрована. Тексты на табличках представляют собой пиктограммы – рисунки людей и животных, астрономические символы. Способ написания – бустрофедон – направление строки чередуется в зависимости от её чётности.

2. Гигантские каменные статуи – моаи. Их два вида: 4-метровые и 10-метровые. Монолиты были вырезаны из окаменевшего вулканического пепла. Представляют собой стилизованные человеческие фигуры с большими продолговатыми головами на коротких туловищах. Они стоят вдоль побережья, лица их обращены к острову. На острове 887 статуй, 397 из них находятся возле вулкана, в его кратере изготавливались и все остальные статуи. Там же обнаружили много незаконченных статуй и брошенные рубила, это говорит о том, что работа была внезапно прекращена.

 

 

Вопрос 15. Греческая керамика и методы вазописи.

 

Древнегреческая вазопись – это декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.

 

 

Геометрика (9-8 века до н.э.)

 

Основными элементами декора являются меандры, свастики, зигзаги, ромбы, прямые линии. Главным видом искусства были расписные сосуды, так как ещё не было ни значительных храмов, ни городов, ни каменных изваяний.

Ранние вазы с чёрным фоном и выделенными на тулове центральными символами имели драматический облик, но к поздней геометрике чернота стала исчезать и сосуды снизу доверху покрывались рядами фризов. В центральной сцене на тулове стала вычленяться фигурная композиция, в ней было два основных сюжета: протесис (ритуальный плач над умершим), экфора (выезд погребальной колесницы к месту захоронения). Сосуд чётко расчленён: тулово, горло, венчик, ручки, ножка.

 

 

Архаика (7-6 века до н.э.)

 

Поздняя Геометрика сменилась ориентализующим стилем. Линейные знаки сменились фигурами животных фантастических существ, но фризы ещё долго сохранялись. Одной из выдающихся школ этого стиля была ионийская.

В ряде центров ещё долго держались монументальные типы ваз-памятников. К таким принадлежат мелосские вазы (с острова Мелос), они сочетали богатство орнамента, тонкость рисунка и разнообразие мифологических сюжетов. Пример: «Прибытие Аполлона на Делос». Такие вазы были однофасадными, рисунок на одной стороне сосуда, а вторая занята узором из огромных спиралевидных петель во всю высоту тулова.

Затем мастеров начали больше интересовать фигурные сцены, размещаемые на тулове и горле сосуда. Пример: амфора из Афин, мастер Несс.

Следующий этап – выделение фигурной сцены на тулове в особую прямоугольную картинку. Пример: вазы Эксекия.

Стиль росписи был чернофигурным, около 530 года до н.э. он стал сменяться на краснофигурный. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид.

 

Классика (5-4 века до н.э.)

 

С появлением краснофигурной росписи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах. На одной их стороне фигуры были чёрными, на другой – красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них были зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских.

 

Белофигурная вазопись.

 

Стиль появился в Афинах в конце 6 века. Считается, что впервые его использовал вазописец Ахилла. В качестве основы наносилась белая краска, на ней изображались чёрные, красные либо многоцветные фигуры.

 

Вопрос 16. Стили ордерной системы в античной архитектуре.

 

Античное искусство

       
   

 


 

искусство Эллады искусство Древней Италии

               
       
 
 

 

 


ранний этап: поздний этап: культура искусство

минойско- искусство Древней этрусков Древнего Рима

микенское Греции

искусство

 

Древняя Греция.

 

1. Дорический стиль выражал монументальность, простоту и совершенство пропорций. Прообразом дорических колонн послужили микенские деревянные столбы. Пропорции их постепенно менялись и принимали более вытянутую прямоугольную форму. Дорический стиль лишён причудливости, он имел конструктивную функцию. Дорическая колонна вырастала прямо из пола.

2. Ионический стиль впитал в себя традиции Востока с его изящными линиями и растительным орнаментом. Ионические колонны имеют в своём основании сложный цоколь, углубления в них значительно тоньше и богаче.

3. Коринфский стиль – более новый и богатый, сложился около 400 года до н.э.. Капитель колонны пышная, напоминает корзину с листьями аканта.

Акант – многолетнее травянистое растение высотой от 40 см. до 2 метров. Цветки собраны в кисть.

 

Древний Рим.

 

1. Тосканский ордер – древнеримский вариант греческого дорического ордера, является самым простым, мощным, тяжёлым из 5 ордеров.

1. Композитный ордер разработан на основе ионического и коринфского. За основу взяли коринфскую капитель с декором листьев аканта и добавили завитки волюты капители ионического ордера.

 

 

Вопрос 17. Архитектура античной Греции: основные достижения и памятники.

 

Древняя Греция – это период в истории Греции, который длился с I тысячелетия до н.э. до римского завоевания её во П веке до н.э.

 

В Греции последовательно развивается единство всех слагаемых классической архитектуры: утилитарная целесообразность, прочность, выразительность художественного образа.

 

Основные достижения:

 

1. Осмысление ордерной системы, определённое сочетание несущих и несомых частей строично-балочной конструкции. Несущие: колонна с капителью, базой, иногда пьедесталом. Несомые части: карниз, фриз, архитрав – то есть антаблемент. Сложились 3 ордера:

- дорический (разновидность – тосканский),

- ионический (разновидность – композитный),

- коринфский (наибольшее распространение получил в Древнем Риме).

 

2. Синтез архитектуры и скульптуры. Храм строился для божества, для статуи. Живопись на втором плане.

 

3. Формирование архитектурных ансамблей, регулярная планировка улиц, дома – фасадом на улицу. Строительство многочисленных общественных зданий: театры, библиотеки, спортивные сооружения, кинопотеки (картинные галереи).

 

4. Глубокое понимание природы, искусство слияния архитектуры с природой.

 

Основные архитектурные памятники.

 

1. Акрополь.

2. Кносский дворец.

3. Микенские сады.

4. Древний театр Эпидавра.

5. Храм Гефеста в Афинах.

6. Башня Ветров.

 

Вопрос 18. Колизей – характеристика архитектурного памятника.

 

Колизей – это огромный амфитеатр в Риме.

 

Представления в нём первоначально имели сакральный характер: здесь происходила битва жизни и смерти. Греческий театр входил в систему святилищ, тогда как римский театр был обособлен от храма, а убийства в нём совершались не метафорические, а реальные. Впоследствии дух зрелищ утратил свою таинственную силу, и театр стал одним из развлечений римской толпы.

 

Колизей был построен в эпоху Флавиев в 75-80 гг. на месте «Золотого дома» императора Нерона. Он имеет круговую форму, близкую к овалу.

Внутренняя система сводчатых субструкций позволила создать в подземных ярусах настоящий служебный город. Там были помещения для выступавших в играх зверей, для гладиаторов, палачей, лекарей.

 

Внешняя стена членилась на 4 яруса. Они украшены снизу вверх тремя видами ордера: дорическим, ионическим и коринфским. Последний верхний ярус глухой, оформлен лёгкими пилястрами. На верху здания были флагштоки-кронштейны для натягиваемого тента. Система сквозных арок позволяла сделать оболочку здания ажурной. Внутри Колизей имел четыре яруса сидений.

 

До 18 века здание использовалось как каменоломня.

 

Вопрос 19. Пантеон – характеристика архитектурного памятника.

 

 

Пантеон – «Храм всех богов». Начат архитектором Агриппой при императоре Августе, затем был радикально перестроен при Адриане.

 

Путь к фасаду центрического здания шёл через арку, которая была установлена на обширной площади перед Пантеоном. Арка была небольшой в сравнении с огромным купольным храмом. Мощный глухой цилиндр Пантеона встречал посетителя монументальным портиком из гранитных колонн. За входом раскрывается огромный интерьер. Стены шириной 6 метров сделаны из бетона. Бетонная мощь не ощущалась, она облегчалась большим и малым ордером, арками, нишами и статуями, а также кессонами купола.

Из проёма купола льётся свет, этот световой столп уводит зрителя в небеса.

«Храм всех богов» посвящался высшим природным силам, но они здесь уже не воплощались в статуях, а стали сверхчувственными силами, незримо реющими в небесах.

 

 

Вопрос 20. Колонна Траяна – характеристика памятника.

 

Император Траян правил во 2 веке, он был выходцем из Испании.

Колонна Траяна – один из знаменитых римских памятников. Время постройки – 107-113 гг. её 200-метровый рельеф изображает эпизоды покорения Дакии. Рассказ строится как сумма отдельных эпизодов, которые скрепляются единством темы и главным действующим лицом – императором. Траян фигурирует на колонне примерно 90 раз. Рельеф насыщен этнографическими наблюдениями, но он страдает сухой протокольностью и недостатком фантазии. Зато здесь появились приёмы, которые стирают образы. Римский народ как победоносное воинство появился раньше на триумфальной арке императора Тита, но там фигуры были индивидуализированы. На колонне Траяна они начинают сливаться в безликие монотонные группы, развёрнутые в пространстве. Читается только фабула (краткое содержание) изображаемого события – разрушение крепости, строительство моста. Хотя масштабно Траян не выделяется из массы, намечается противопоставление императора толпе. Вероятно, раньше рельефы были раскрашены и могли хорошо читаться как снизу, так и из окон библиотек.

Внутри колонны шла винтовая лестница, приводившая к статуе Траяна. В средние века её заменили статуей святого Петра. Цоколь колонны был обвит мемориальным венком. Цоколь предназначался для захоронения праха императора, а колонна, подобно арке Тита, была мемориалом.

 

Вопрос 21. Характеристика архитектуры романского стиля.

 

В X веке в архитектуре и искусстве впервые возник единый европейский стиль – романский.

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннего христианского искусства, искусства античности, эпохи переселения народов и Византии. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства романский стиль явился первой художественной системой, охватившей большинство европейских стран. Основным строительным материалом романского зодчества был камень.

 

Процесс сложения зрелого романского стиля завершился к середине 11 века и совпал с окончательным разделом христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую).

Период романского искусства делится на 2 этапа:

1. Становление стиля. Середина 10-середина 11 века.

2. Зрелая романика. Вторая половина 11 – 12 век.

 

Носителями и распространителями романского стиля стали монастыри и монашеские ордена, которые строили сотни церквей по всей Европе. Культ поклонения святым мощам и реликвиям привёл в движение большие массы паломников, их должны были вместить церкви, поэтому они строились такими просторными.

 

Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики.

 

Базилика – одна из двух ведущих архитектурных форм в церковном зодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Имела вытянутую прямоугольную форму, разделённую на 3 или 5 продольных частей – нефов рядами столбов или колонн.