Развитие цветного кино

Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности для этого появились ещё в 30-е, а в 1939 г. в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность - "Унесённые ветром". Однако устойчивый перевес цветных фильмов перед чёрно-белыми стал складываться лишь в 60-70е. Кроме этого, постепенно улучшаются характеристики плёнки - повышается её светочувствительность, что позволяет во многих случаях обходиться без дополнительных подсветок, снимать в более сложных условиях.

Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты. 4 мая 1896 года состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьеров» в театре петербургского сада «Аквариум» , а 6 мая 1896 года состоялись первые московские показы в театре Солодовникова. В мае того же года Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II.

4 июля в газете «Нижегородский листок» появляется посвящённая кинематографу статья Максима Горького Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»)

 

В 1907 году начинает выходить журнал «Кино» — первое российское периодическое издание, посвящённое кинематографу

 

Значительный успех выпущенного фирмой «Бр. Пате» документального фильма «Донские казаки» (1908), показал, что отечественная тематика будет пользоваться у российской аудитории большим спросом

 

Короткометражный фильм Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 октября 1908 года, был принят с огромным успехом.

 

Постепенно вырабатывались и цензурные ограничения для кинематографа. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент. Отдельная категория запретов существовала для изображения в кинофильмах особ из царствующей династии (этот запрет снимался только в особых случаях — например, для фильмов, посвящённых 300-летнему юбилею дома Романовых). По требованию Синода и существовавшей при нём Духовной цензуры был введён ряд частичных или полных запретов на показ в фильмах святых образов, церковных обрядов (включая крестное знамение) и процессий, а также богослужений любых христианских вероисповеданий. Некоторые из этих ограничений не были оформлены официально, однако игнорировать их кинопромышленники так или иначе не могли

 

В 1913 году на волне общего подъёма российской экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы , в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, Среди выпущенных ею фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) Якова Протазанова.

Помимо множества художественных фильмов компания Ханжонкова занималась также созданием и распространением просветительского кино. В 1911 году при торговом доме был открыт «Научный отдел», который занимался производством научных, видовых и этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии, медицины и так далее