Социальное движение в 17 веке. Раскол в русской православной церкви.

17 век вошел в историю, как «Бунташный век». Все тяготы восстановления экономики легли на плечи трудящихся. Крестьяне убегали от помещиков на окраины России. Тысячи беглых крестьян селились на Дону, Сибири, Урале, в Нижнем Поволжье. В 1606-07 гг. под руководством Болотникова началось восстание. В нем принимали участие представители разных социальных слоев. В восстании участвовало 70 городов России. В конце октября 1606 г. восставшие осадили Москву, но через 2 месяца в результате измены дворянских отрядов, армия Болотникова была разгромлена. Серьезное поражение он потерпел под Калугой и Тулой. В 1607 г. Болотников был схвачен, ослеплен, а затем утоплен. Отдельные вспышки народного недовольства продолжались до 1615 г. В середине 17 века выросли налоги, которые платили народные массы. В 1648 г. в Москве началось восстание. Восставшие требовали отменить налог на соль и льготы белым слободкам. Восстание было подавлено, хотя соляные бунты прошли в 30 городах. В 1662 г. прошел медный бунт. Правительство вместо серебряных монет стало выпускать медные, а налоги собирало серебром. Жалование платили медными деньгами. В 1660 г. за 1 серебряный рубль давали 8 медных. Москвичи громили дворы ненавистных бояр и купцов, а затем пошли к царю в Коломенское. Алексей Михайлович призвал стрелецкие полки, которые разгромили восстание. В 1665 г. в стране была болезнь, которая унесла жизни десятков тысяч людей, подорвавшая экономику страны. В 1666 г. отряд казаком атамана Василия совершил поход на Дон. В 1667 г. Разин совершил поход на Урал, захватим Яицкий городок. В 1668–69 гг. его отряд совершил набег на каспийское побережье. В 1670 г. Разин начал поход на Волгу, захватив Астрахань, Саратов, Самару. Но потерпел поражение, был схвачен, и казнен в 1671 г. Правительство казаков заставило дать присягу в том, что они не будут давать приют беглым крестьянам. Изменения в социальной экономике и политическом развитии России во второй половине 17 в. захватило русскую церковь. Реформы, проводимые Никоном вызвали протест со стороны церкви и народы. Вышли разногласия между Никоном и его противниками – старообрядцами, сводилось к тому, что каким образом греческим или русским – унифицировать церковные религии. Спор шел и о том, как креститься, как совершать крестный ход. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум. Старообрядцы часто подвергали себя самосожжению, в ответ на приход в мир Никонома. Старообрядчество преследовалось, как церковной, так и государственной властью.

 

 

Вариант 3