Супружеские отношения как объект социальных технологий

Понятие «технология» в контексте нашего исследования применяется на двух смысловых уровнях. Во-первых, с его помощью мы подчеркиваем нормативно-практическую ориентацию всей работы, нацеленной на решение конкретной общественно значимой задачи. Преобразующая социология в отличие от социологии рефлексивной насквозь технологична. Во-вторых, большая часть исследования посвящена описанию конкретных методик улучшения качества брачно-семейных отношений, которые (методики) и сами построены по технологическому принципу, и, сочетаясь друг с другом, строятся в технологическую цепочку. И, наконец, если уж рискнуть в целом охарактеризовать нашу работу, то хотелось бы, чтобы она производила впечатление более или менее целостного метода решения проблемы деградации социального института брака и семьи.

Становление преобразующей функции социологии семьи и брака зависит от того, насколько успешно будет решена чрезвычайно важная задача трансформации концептуальных схем в конкретные мероприятия, а также в эффективные механизмы их претворения в социальную действительность. Собственно говоря, это проблема не столько социологии, сколько всего нашего общества, не желающего отстать от своего будущего. Задача эта скорее политическая, чем чисто научная. Но и научная тоже. Вопрос адаптации «высокой» теории в социальную практику стоит сегодня на повестке дня как никогда остро. И дело здесь не только в отсутствии, а если наличии, то незаинтересованности и нерасторопности соответствующих организационных структур по реализации замыслов науки в конкретные материальные и организационные воплощения. Чрезвычайно вредно для дела совершенствования социальных отношений фактически параллельное существование отвлеченной от мира сего теории, с одной стороны, и прикованной к сиюминутным потребностям практики, - с другой. Знание вообще и социологическое знание, в частности, важно не само по себе (во всяком случае не только само по себе), но как важнейшая предпосылка к целеустремленному эффективному действию. Любое знание уже своим происхождением обязано практике. Нынешнее относительное обособление социологического знания от общественной преобразующей практики всего лишь временная фаза, свидетельствующая о его «детской болезни» роста. Постулировать возвращение социологического знания в сферу интересов практического переустройства общества приходится лишь в силу этого временного недостатка.

Супружеские отношения, как и любая другая область человеческой жизнедеятельности, везде и во все времена были социально нормированы, управляемы. Существовали в древние времена и существуют сейчас более или менее строгие, однозначные или допускающие известные отклонения нормы брачного поведения индивидов. Выполнение супругами социальных предписаний в брачно-семейной сфере общество поощряло морально и материально, нарушителей же наказывало, а в некоторых странах и по сей день наказывает вплоть до смертной казни.

Социальная детерминированность индивидуального поведения возможна благодаря наличию определенных иерархий ценностей, стереотипов деятельности, процедур общественного контроля и т.д. Весь сложный набор средств социализации индивида формулируется и оформляется в целостную технологическую систему стихийно (в процессе естественного исторического отбора), или целенаправленно (как продукт науки и социальной политики). Грань здесь весьма условная, однако по ходу общественного прогресса все более заметная. Центр тяжести постепенно, но неуклонно перемещается в сторону сознательного, научно обоснованного создания новых социальных технологий во всех областях человеческой жизнедеятельности.

Как и многое другое в этом мире, социальные технологии применялись в общественной практике задолго до того, как стали объектом научного интереса. Что касается социальных технологий укрепления брака, то здесь наблюдается весьма широкий набор механизмов общественного воздействия на качество семейно-брачных отношений.

На современном этапе в сфере брачно-семейных отношений сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, механизмы регулирования предбрачного, супружеского и семейного поведения индивидов, выработанные и практиковавшиеся в обществах традиционного типа, не вписываются в современную социо-культурную среду и почти полностью исчезли из общественного обихода. А с другой стороны, европоцентристская цивилизация, переориентировавшаяся на меркантильно-индивидуалистические ценности, не склонна создавать новую матрицу социальных стандартов, стабилизирующих супружеские отношения. В итоге наши молодые современники вынуждены пускаться в море семейной жизни без руля и ветрил, в условиях плотной туманности социальных ориентиров, всякий раз заново и практически без помощи общества преодолевая множество житейских рифов. Слабая выраженность в современном обществе социо-нормативной среды предбрачного и брачного поведения, отрицательно сказывается на стабильности отдельных «первичных ячеек» и на перспективах всего института семьи. Даже на Западе, имеющем длительную историю и, соответственно, широкую социальную базу рационалистического индивидуализма, эта ситуация столь катастрофична, что заставляет некоторых тамошних ученых говорить о близкой гибели семьи как социального института. Для нашего общества - неофита европоцентризма, еще не утратившего традиционалистских социальных основ, такой прогноз ещё более очевиден. Необходимо заполнить вакуум общественного нормирования семейно-брачных отношений путем создания научно обоснованной системы социальных технологий, направленных на улучшение ситуации в этой чрезвычайно важной для общества области.

Социальная технология повышения качества брачно-семейных отношений должна включать в себя:

Ø во-первых, целостный, научно обоснованный комплекс мер по созданию благоприятных информационно-идеологических, материально-бытовых и организационно-правовых условий, способствующих укреплению института брака и семьи;

Ø во-вторых, должен быть разработан механизм реализации этих мер по всей вертикали государственного управления вплоть до местных комитетов гражданского самоуправления, администраций предприятий, учебных заведений и общественных организаций;

Ø в-третьих, целесообразно сформировать общереспубликанскую сеть социально-психологической службы прогнозирования и коррекции семейно-брачных отношений.

Такая структура может быть создана или под полным патронажем государства, или же на свободной коммерческой основе. Правда, и во втором случае без помощи государства, по-видимому, всё же не обойтись. Речь, конечно, не идет о прямом государственном финансировании, однако некоторые налоговые и иные льготы со стороны государственных органов в центре и на местах будут необходимы. Учитывая высокую общественную значимость служб социально-психологической помощи семье и браку, такие льготы можно считать вполне оправданными.

Для того, чтобы общественная система поддержки и совершенствования института семьи и брака имела целостный и эффективный характер, необходимы общегосударственные координирующие всю эту работу органы. В каждой «ветви власти» интересы «первичной ячейки» должны быть представлены на самом высоком уровне.

Мы в своей работе попытались представить в первую очередь вертикальное измерение исследования социальных механизмов укрепления брака, прослеживая взаимосвязь методологии, теории и некоторых конкретных методик повышения качества супружеских отношений. При переходе с одного "этажа" анализа на другой оказались неизбежными немалые потери эвристического потенциала предшествующего этапа исследования, что, впрочем, говорит лишь в пользу его дальнейшего продолжения.