Российский опыт управления качеством
Сейчас широко распространилось заблуждение о том, что в России все исследования по качеству продукции велись и ведутся с большим отставанием от других развитых стран. Конечно, уровень конкурентоспособности многих товаров определяется не нашей страной, но по отдельным направлениям, например военно-промышленный комплекс, разработки российских специалистов в области качества значительно опережают мировые аналоги. Накопленный опыт в этой области очень полезен и интересен, но малодоступен для промышленности гражданского назначения.
В современных условиях предприятиям России необходимы более современные и эффективные подходы к решению проблемы качества, сочетающие опыт ведущих зарубежных фирм и достижения отечественного научно-технического прогресса.
Основной составляющей качества сегодня является соответствие стандартам или требованиям потребителей.
Появление первых стандартов России относят к времени правления Ивана Грозного (1530 – 1584 гг).
Эпоха Петра I отмечена более широким внедрением элементов менеджмента качества: стандартизации, унификации и взаимозаменяемости.
В России менеджмент качества начал свой путь в середине 1950-х гг., когда возникла Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи ее с первого предъявления. Она предусматривала внимание всего коллектива к качеству выпускаемой продукции.
В основу системы БИП был положен самоконтроль результатов труда непосредственно исполнителем.
В период с 1960 до 1980-х гг. начинается активное сближение методов обеспечение качества и общего менеджмента. Появляются другие системы качества, такие как Горьковская КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославская НОРМ (научная организация труда, производства и управления), Рыбинская НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) и, наконец, комплексная система управления качеством продукции – КС УКП.