Лекция-беседа «Психо-эмоциональная нагрузка. Восстановление здоровья. Условия психологического здоровья»

 

Звучит вопрос участникам: Кто пережил физическую травму (порез, ожог, перелом)?

Физическая травма не всегда влечет за собой сразу ощущение боли. Возникает болевой шок, когда человек боли не чувствует.

После психо-эмоционального напряжения должна следовать эмоциональная разрядка, которая позволяет выплеснуть боль, горе, ненависть и пр. чувства. Они не должны быть подавлены.

Наркотики и алкоголь не дают возможности избавиться от тяжести произошедшего, они дают лишь временное облегчение. Поэтому рядом должен быть человек, который поможет человеку выговориться, выплакать, прорисовать свое состояние.

Если последовательно идут друг за другом несколько неотреагированных психо-эмоциональных напряжений, возникает состояние дистресса. Оно дает о себе знать, вызывая психосоматические заболевания.

После каждого психо-эмоционального стресса нужна реабилитационная работа, отдых, восстанавливающие психику человека.

Востанеовеление зоровья личности происходит по 4-м направлоениям:

1. Тело (массаж, питание, движение, воздух и т.д.).

2. Эмоции (доминирование положительных эмоций – радость, счастье и т.д.).

3. Интелллект (знания, нове умения и т.д.).

4. Душа (ценности, смысл жизни и т.д.).

Практическая демонстрация: 4 опоры одинаковой высоты, на которых помещается крышка. Если одна из точек (душа, тело, эмоции, интеллект) короче, крышка падлает, не удерживается на этих опорах.

Для того, что бы выжить, человеку необходимы определенные условия. Представьте эти необходимые условия кирпичиками, И на этих кирпичиках строится наша жизнь, как на фундаменте. От того, каким будет фундамент, зависит качество постройки - человеческая жизнь. Строение не будет крепким, если один из кирпи­чей шатается.

1 кирпич в фундаменте - безопасность (физическая защищенность).

Вопросы психолога участникам: «Подумайте, все ли в вашей жизни было безопасно? Как обеспечивали безопасность ваши родные? Что делаете вы для безопасности ваших родных?»

2 кирпич - это защищенность, эмоциональная поддержка ребенка.

Вопросы психолога участникам: «Всегдали вам помогали, сочувствовали, сопереживали? Поддерживаете ли вы сейчас своих родных, друзей?»

3 кирпич - это стабильность: дом, семья, уверенность в завтрашнем дне.

Вопрос психолога участникам: «Что вы делаете сейчас для печения чувства стабильности?»

4 кирпич - это постоянство человеческих отношений.

Одно и то же событие вызывает разные эмоции у разных людей. Интенсивность эмоций определя­ется интенсивностью стрессовой ситуации. Неотреагированные эмоции, порождённые стрессом, наслаиваются друг на друга как слоёный пирог и вызывают психосоматическое расстройство. Поэтому, владение приёмами саморегуляции своих эмоциональных состояний, позволяет справиться со стрессом, не включив в ситуацию свои сильные эмоции. Даже если стресс минимальный - это всё равно стресс. Инфаркт, аллергия, астма, язва - это соматические следствия стрессовых расстройств.

В ситуации стресса отсутствует контроль за эмоциями, исключая ситуации, в которых возникает угроза жизни человека.

Упражнение «Рисуем чувства, связанные с работой».[54]

Цель: работа с чувствами; способствование осознанию мотивов поведения и переживаний, связанных со службой.

Материалы: краски, кисти, бумага формата А4 (по числу участников).

Ведущий: У каждого из нас бывают сложные ситуации на службе. Вспомните одну из них, которая была с вами на работе. Закройте глаза, почувствуйте своё состояние.

Нарисуйте символический образ этого чувства на листе бумаги. Определите это чувство. Назовите его.

Во второй части упражнения участникам предлагают изменить рисунок (дорисовать его), что бы они почувствовали себя конфортно.

Обсуждение в кругу того, что изменилось.