Триадные и плашечные цвета

Для печатания результатов работы, выполненной вами в графической программе на полиграфическом оборудовании, возможно использование одной из двух схем печати: плошечной или многослойной.

Шашечными (или простыми) цветами называются цвета, которые воспроизводятся

на бумаге готовыми смесовыми красками.

Каждый плашечный цвет репродуцируется с помощью отдельной печатной фор­мы (плашки).

Многослойная печать основана на использовании триадных (иначе составных) цветов и включает в себя как минимум четыре процесса.

Триадные цвета воспроизводятся путем смешивания в разных пропорциях триад­ных красок (голубой, пурпурной, желтой), применяемых в стандартной четырех­красочной печати.

В графических программах все цветовые модели работают именно с триадными цветами. Поэтому воспроизведение плашечного цвета на экране монитора с по­мощью, например, цветовой модели RGB приводит к аппроксимации плашечного

цвета триадным цветом.

Плашечная схема печати применяется тогда, когда количество цветов в рисунке меньше четырех или когда отдельные цвета не могут быть получены путем смеши­вания красок (например, неоновые или имитирующие металлизированную поверх­ность).

В случае необходимости прецизионного воспроизведения цвета или создания спе­циальных цветовых эффектов возможны реализация плашечной печати с боль­шим количеством цветов или совмещение плашечной и многослойной печати.

Некоторые плашечные цвета можно точно передать с помощью триадных красок, другие находятся за пределами цветового охвата CMYK. Например, пастельные, неоновые или металлизированные краски не имеют аналогов в цветовой системе CMYK, а оттенок зеленого цвета легко заменить его составным аналогом.

О различии в физических механизмах воспроизведения цвета плашечными и триадными цветами

Различие между плашечными и триадными цветами напрямую связано с процес­сами взаимодействия света с чернилами, используемыми для создания этих кра­сок.

Чернила для плашечной печати непрозрачны, поэтому они отражают свет поверх­ностным слоем. В результате для получения на бумаге, например, пурпурного цве­та потребуется использование пурпурных чернил. Это позволяет, в свою очередь,

добиваться очень ярких тонов и специальных эффектов типа металлизации и ирилизации (перелива оттенков).

Чернила для многослойной печати, наоборот, прозрачны. Поэтому свет отражается не их поверхностным слоем, а поверхностью материала, на который они нанесены. Это приводит к тому, что образование цвета происходит за счет удаления из спектра лишних компонентов путем поглощения их слоем краски. В результате для воспроизведения пурпурного цвета на поверхность страницы необходимо наложить два типа чернил — бирюзового и синего цветов. Они поглотят синюю и зеленую части спектра, оставив (отразив) для нашего глаза только пурпурную часть спектра.

Палитры PANTONE

Фирмой PANTONE создана одна из самых больших и полных систем соответствия цветов. Она первой получила международный статус системы стандартизации цветов и пока остается доминирующей на рынке полиграфической продукции. Система соответствия цветов PANTONE возникла задолго до того, как она стала использоваться в качестве цветной электронной палитры при создании компью­терных изображений.

В последнее время фирма PANTONE увеличила число цветовых наборов, что вы­звано необходимостью использования в дизайне металлических, текстильных и пастельных тонов, а также цветов, входящих в новое шестимерное цветовое про­странство PANTONE Hexachrome.

Это нашло отклик и в соответствующем обеспечении графических программ. На­пример, в девятой версии CorelDRAW значительно расширено число палитр PAN-TONE. Это достигнуто за счет введения двух вариантов систем соответствия цве­тов — для печати на мелованной к немелованной бумаге. Тенденция коснулась и палитры PANTONE® Hexachrome, преобразованной в новой версии в две палит­ры. Одновременно добавлены электронные аналоги ряда новых палитр PANTONE для создания металлических и пастельных цветов. В итоге девятая версия попол­нилась двумя новыми системами соответствия цветов и пятью новыми палитрами PANTONE:

PANTONE MATCHING SYSTEM® Coated;

PANTONE MATCHING SYSTEM® Uncoated;

PANTONE® Hexachrome® Coated;

PANTONE® Hexachrome® Uncoated;

PANTONE® Metallic Colors; Ш

PANTONE® Pastel Colors Coated;

PANTONE® Pastel Colors Uncoated.

Это привело к увеличению количества поставляемых стандартных цветов до 10 ООО с одновременным расширением цветового охвата устройств вывода на печать по сравнению с моделью CMYK.

Включенные в графические пакеты электронные палитры плашечных и триадных цветов фактически представляют лишь малую часть соответствующих оригиналь­ных палитр.

 

Задание нужного цвета: PANTONE MATCHING SYSTEM

В случае использования при печати дополнительной краски помимо стандартных красок модели CMYK необходимо однозначно указать этот цвет. Определение типа «очень светлый зеленый с легким оттенком цвета морской волны» может казаться вам необычайно точным, но для печатника это будет что-то типа разновидности

серого.

Промышленным стандартом является система соответствия цветов Pantone Mat­ching System, представляющая собой собранные в группы пронумерованные образ­цы примерно тысячи цветов. Некоторые из них будут соответ­ствовать описанию зеленого с оттенком цвета морской волны. Поэтому нужно заглянуть в каталог образцов, позвонить в типографию, сказать «PMS 3258» или что-то в этом роде и повесить трубку. Хотя на полке в печатном цехе может и не быть краски точно такого цвета, система Pantone дает четкую инструкцию, как получить этот цвет из комбинации других, более распространенных красок. Про­сто и эффективно как для типографии, так и для клиента.

Проблемы могут возникнуть только в том случае, если вы выберете цвет из палит­ры PMS, а потом попытаетесь синтезировать его красками CMYK вместо того, что­бы использовать отдельную (плашечную) краску в качестве пятого цвета. Для того чтобы вы могли получить визуальное представление о соответствии между плашечным цветом и ближайшим к нему CMYK-аналогом, в палитре Pantone пред­ставлены два варианта каждого цвета. Один показывает специальную смесь кра­сок (плашечный цвет), а другой — ближайший к ней эквивалент CMYK.

В общем случае следует помнить, что реальный (плашечный) цвет значительно более интенсивный. Это связано с тем, что он сплошной в отличие от наложения двух растров бледной краски триадного (CMYK) цвета на белую бумагу. Голубая краска, используемая в печати, очень бледная, поэтому синий, зеленый или фиоле­товый цвет из палитры Pantone невозможно получить с помощью красок CMYK -можно получить оттенок цвета, но не более.

И здесь выбор за вами, поскольку только вы можете определить, насколько аналог

соответствует реальному цвету.

Система соответствия цветов FOCOLTONE

Палитра FOCOLTONE представляет собой систему создания плашечных цветов из основных цветов модели CMYK. Эта палитра позволяет оптимизировать процесс печати созданных изображений за счет организации ловушек цвета. Ловушки — это способ устранения ошибок совмещения окрашенных областей за счет некото­рого увеличения размеров совмещаемых областей, приводящих к их перекрытию. Цвета FOCOLTONE организованы таким образом, чтобы новый цвет можно было реализовать из предыдущего путем добавления к нему не менее 10% одного из ос­новных цветов. Это минимизирует необходимость использования фильтров и оп­тимизирует процедуру цветоделения.

Система соответствия цветов TRUMATCH

Палитра TRUMATCH содержит свыше 2000 основных цветов, поддерживаемых большинством принтеров.

Trumatch создала специальный электронный эквивалент своей системы цветов на базе компьютерной электронной системы (CEPS). Эта система основана на цвето­вой модели CMYK, и поэтому при печати здесь не требуется создания дополни­тельных слоев цветоделения. В цветовой палитре цвета расположены в следую­щем порядке: сначала по цвету (от красного до фиолетового), затем контрастности (от глубоких до пастельных тонов) и, наконец, яркости (добавление или удаление черного). Для отображения цветовых ячеек, не представленных в окне палитры, можно воспользоваться полосой прокрутки.

В настоящее время система соответствия цветов TRU MATCH внедрена в продук­ты ведущих фирм-разработчиков программного обеспечения компьютерной гра­фики, включая Adobe, Corel, Macromedia и Quark.

Цветовая палитра SpectraMasfег

Палитра триадных цветов SpectraMaster разработана фирмой DuPont для использования в производстве промышленных покрытий и красителей. Она содержит свыше 2400 различных цветов и основана на цветовой модели Lab. Для ее изобра­жения на экране монитора используется RGB- или CMYK-модель, а для печати — CMYK-модель.

Цвета из палитр DIC и палитры TOYO 88

Эти палитры цветов широко распространены в странах Азии, особенно в Японии. Каждая из них имеет собственную систему кодировки цветов и коллекцию из ос­новных цветов. Цвета из палитр DIC (DIC Color Guide, DIC Color Guide Part II и DIC Traditional Colors of Japan) создаются при смешивании красок DIC. В Corel PHOTO-PAINT и других приложениях Corel воспроизведение цветов этой палит­ры выполняется в модели CMYK.

Диапазон цветов палитры TOYO 88 создается и воспроизводится с помощью кра­сок TOYO. Репродуцирование цветов этой палитры на экране компьютера осуще­ствляется с помощью RGB-модели, а для печати — CMYK-модели. Для согласова­ния этих двух моделей используется модель Lab.

Специализированные палитры

Большинство современных графических программ позволяет использовать по­ставляемые в составе пакета специализированные палитры и создавать свои собст­венные палитры. Например, в программе CorelDRAW специализированные (поль­зовательские) палитры выделены в отдельную группу палитр Custom Palettes (пользовательские палитры). Из нее вы можете загрузить для текущей работы любую нужную вам палитру. Это и краски осени (rAutunmn.cpl), и всевозможные оттенки листвы (rFoliage.cpl), и лики любви (rLove.cpl), и многое, многое другое, что, безусловно, удовлетворит вкус самых взыскательных художников.

В отличие от стандартных палитр, имеющих жестко определенный набор цветов, вы можете не только свободно обновлять и пополнять цветовой состав пользова­тельских палитр, но и создавать собственные палитры под конкретную задачу. Например, вы можете создать собственную палитру на базе цветовой палитры

любого изображения или выделенной его части.

Эти палитры могут включать в себя как плашечные цвета, так и цвета, созданные с помощью цветовых моделей или путем смешивания.