ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Можаев Э. Л.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия

 

Изменения в системе высшего образования обусловили необходимость совершенствования учебного процесса и в физкультурных вузах. Подготовка специалиста, который владеет не только определенной системой знаний, умений и навыков, но и сориентирован на творческий поиск, на реализацию своих личных возможностей, на высокий профессионализм при решении различных конкретных теоретических и практических задач – это потребность сегодняшнего дня.

Качество подготовки специалиста во многом определяется тем, насколько эффективно он применяет полученные в вузе знания на практике, способен ли мыслить и действовать в нестандартной ситуации. Постоянно меняющиеся условия современной жизни предполагают наличие у специалиста с высшим образованием определенного типа мышления, соответствующего новому характеру практических задач, выдвигаемых обществом, требующих теоретического мышления и предполагающих возможность различного взгляда на факты.

Задача формирования необходимого типа мышления у специалиста не решается путем механического увеличения объема материала по фундаментальным дисциплинам, включенным в учебные программы междисциплинарных теорий, сведений о последних достижениях науки. Как показывают психологические исследования, формирование теоретического мышления у обучаемых предполагает не только выделение определенного материала, подлежащего усвоению, но и организацию его усвоения в процессе особых видов теоретической деятельности по решению специфических познавательных задач.

Практика подготовки физкультурных кадров определила целесообразность выделения базовых и производных средств профессиональной подготовки. К базовым средствам относятся: теоретическая и физическая подготовка; к производным средствам – психологическая и психофизиологическая подготовка.

В настоящее время возникла проблема определения места и роли игровых методов в процессах обучения будущих специалистов-преподавателей физической культуры и их профессиональной деятельности.

Игровой метод обучения должен подчиняться потребностям и мотивам их профессиональной деятельности. С точки зрения некоторых общепсихологических закономерностей есть нечто общее между играми детей и взрослых, что позволяет эту жизненную реальность обозначить одним и тем же термином – обучение их по-новому видеть и разрешать проблемы, понимать перспективы и т.д. Это означает, что будущий специалист должен быть динамичным, должен уметь быстро и комплексно оценивать обстановку, просчитывать нетривиальные варианты решений и деятельно, энергично, эффективно их реализовывать.

В данный период резко возросли требования к образовательной и профессиональной подготовке кадров. В повестку дня встала задача создания единой системы непрерывного образования. Необходимо осуществить решительный поворот от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные формы и методы обучения: семинарские и практические занятия, дискуссии, моделирование производственных практических ситуаций.

В практике работы профессиональной школы уже используются разнообразные формы обучения, в той или иной степени отвечающие новым требованиям общества. Игровые, а наиболее яркими представителями, по нашему мнению, здесь являются учебно-деловые игры, – это общее название одного из типов новых форм обучения и одного из наиболее, эффективных методов активного обучения, применение которого в учебном процессе сулит массу преимуществ: существенно сокращается период адаптации молодого специалиста на производстве, укрепляется его уверенность в своих силах и в успешной работе в коллективе, обеспечивается выработка реальных и наиболее рациональных управленческих решений.

Современная психология показывает, что у человека существует сравнительно малое количество «чистых» форм деятельности, в основном он осуществляет смешанные ее формы или их симбиозы. Поэтому вполне реален симбиоз игровой и учебной деятельности, или игровое обучение. В последние десятилетия применение игровых методов стало популярным и в обучении взрослых.

Выделим два основания, позволяющих отнести все виды-симбиозы игры и обучения именно к игровому типу. Во-первых, игровое обучение по преимуществу направлено на интенсивное формирование и развитие у учащихся творческих возможностей в определенной эмоциональной сфере. Во-вторых, этот процесс осуществляется в коллективной игровой форме (наличие воображаемой ситуации, выполнение ролей и "запасного" проигрывания общих схем новых действий), при решении практических задач.

Истоки появления игрового метода подготовки кадров связаны с тем, что такую подготовку трудно, а порой и невозможно реализовать в самой практической профессиональной деятельности специалистов. Это связано со сложностью, конфликтностью, существующими в реальных условиях деятельности многих профессий. Поэтому возникает необходимость предварительного ее выполнения в плане имитации и условности.

Вторым основанием использования игрового метода является собственно дидактические цели. Это обстоятельство было отчетливо сформулировано, в современных условиях, когда главной чертой образа жизни становится динамичность, способность выделять актуальные проблемы и эффективно решать их являются одними из важнейших качеств специалиста. При этом все более очевидно, что невозможно эффективно решать проблемы, не подходя к ним системно, т.е. не рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы, не выделяя и не интегрируя различные аспекты проблемы в единое целое.

Игры по своей природе относятся к разряду творческих процессов, а поскольку они связаны с внутренним воображением, то при частой смене ролей и позиций на совершенно определенном профессиональном содержании и тематике позволяют обеспечить полипрофессионализм и формировать в одном человеке способность исполнять предметные действия других специалистов. Играя "игроки" приобретают умения и навыки общения разного профессионального уровня. Многократное участие в разрешении проблемных ситуаций посредством активизации творческих возможностей индивида становится фундаментом развития личности и сознания будущего специалиста.

Творческая активность личности в учебно-деловой игре обусловливается тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «Я», особенно в тех случаях, когда студент находит то или иное оригинальное решение, которое сразу влияет на траекторию игры и соответствующим образом оценивается; происходит постепенное снятие демобилизующей напряженности, скованности, нерешительности и нарастание мобилизующей напряженности на основе усиления интереса к игровому процессу. Именно интерес оказывается наиболее сильным стимулом действий играющих, задает творческую направленность личности, вызывает положительные эмоции, которые, сопровождая процесс поиска, ускоряют его, пробуждая эвристичность мышления. В деловой игре будущий специалист не только получает удовлетворение от поиска решения, но и находит его быстрее. При этом интерес имеет как познавательную, так и профессиональную направленность.

Игра мобилизует резервы умственной деятельности, так как, с одной стороны, усиливает позновательно-оценочное восприятие информации, а с другой - восполняет пробелы в имеющейся информации за счет комплексного "видения" микропроблем, возникающих в процессе игры. Это расширяет диапазон мышления, так как будущий специалист учится не только видеть место, где произошел сбой или ошибка, но и понимать, почему они произошли, какие последствия за собой влекут.

Игровой процесс характеризуется множеством ситуаций столкновения точек зрения и мнений, особыми действиями по выявлению возникающих в ходе обсуждения основных проблем, направленностью участников на активную поисковую деятельность.

Игра обогащает в большей степени фактическими, нежели теоретическими сведениями, с ее помощью будущие специалисты приобретают практические навыки. Она больше привлекает студентов, чем обыкновенный курс лекций, и вызывает желание дополнить свои знания чтением специальной литературы. Интересным аспектом игр является возможность изменить решение, оказавшееся плохим. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимаядругие решения для того, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. Этот факт, по нашему мнению, имеет важное значение в подготовке кадров. В игре участники не связаны боязнью нанестипрактический ущерб себе и партнерам.

Вслед за большинством авторов, мы считаем, что одно из преимуществ игры состоит в том, что она открывает широкие возможности для диагностики, развития, формирования, коррекции общих и профессиональных способностей будущих специалистов. С ее помощью формируются умения, навыки и качества, которые не могут отрабатываться иными методами обучения. По результатам оценивания деятельности участников во время игры можно получить достаточно полную картину их профессиональных и личностных качеств. Универсальность использования игрового метода в подготовке кадров состоит в возможности его применения на этапе приобретения новых знаний и их закрепления, а также при контроле.

К сожалению, при всех достижениях игровые методы обучения имеют и свои недостатки, заключающиеся в сложности и трудоемкости разработки сценария, в невозможности точно смоделировать ход игры и т.д. Трудности игровой ситуации для преподавателей усугубляются тем, что многие из них внутренне не готовы к паритетным отношениям со студентами.

Однако многие педагоги, разрабатывая различные проблемы обучения, очень часто обходят вопросы, связанные с формированием у обучаемых новых форм деятельности и новых свойств сознания. На наш взгляд, игровое обучение специалистов по физической подготовке и спорту должно стать эффективным средством их подготовки к профессиональной деятельности. Поскольку применение игровых методов обучения способствует не только совершенствованию некоторых элементов практической деятельности обучаемых, но и развивает у них творческий подход и логическое мышление при решении ряда профессиональных задач.

Для эффективного использования игровых методов обучения в профессиональной подготовке студентов, необходимо выявить и проанализировать основные принципы моделирования игровых процессов.

Основным критерием при выделении принципов является их практичность, а также реализация их в комплексе конкретной практики проведения игры.

Наиболее развитой и в наибольшей мере отвечающей потребностям перестройки образовательных процессов является теория деятельности, разработанная в отечественной педагогической науке. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры. Процесс деятельности одноименно является процессом формирования человеческих способностей и функций единицей деятельностивыступает предметное действие.

На наш взгляд, очень важным в игровом обучении является разработка принципов или правил по которым строится сама игровая деятельность.