I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (далее по тексту Правила) устанавливают требования:
а) к устройству и установке электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или со звездочкой;
б) к вводу в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию лифтов и диспетчерскому контролю за работой лифтов.
Настоящие Правила не распространяются на лифты, устанавливаемые в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, на платформах для разведки и бурения на море, на самолетах и других летательных аппаратах.
1.2. Требования, изложенные в настоящих Правилах, отражают специфику лифтового оборудования, не повторяют общепринятые технические требования к электрическим, механическим или строительным конструкциям.
1.3. Настоящие Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности
а) пользователей;
б) обслуживающего персонала;
в) лиц, осуществляющих инспекционный контроль;
г) людей, находящихся вне шахты лифта, машинного и блочного помещений (при их наличии)
и защите объектов при использовании лифтов по назначению, их техническом обслуживании и ремонте.
См. ГОСТ Р 51631-2000 "Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов", принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 21 июля 2000 г. N 195-ст
1.4. Конструкция лифтового оборудования должна обеспечивать возможность его перемещения с применением грузоподъемных средств, если размеры, масса или форма оборудования не позволяют сделать это вручную.
1.5. Каждый поставляемый лифт*(1) комплектуется следующей документацией:
а) паспорт, в соответствии с Приложением 2, и прилагаемые к нему документы:
1) монтажный чертеж;
2) принципиальная электрическая схема с перечнем элементов схемы и электрическая схема соединений (электроразводки);
3) копия сертификата на лифт, противопожарные двери и другие, сертифицированные в установленном порядке элементы лифта;
4) копия разрешения на применение лифта.
Разработку дубликата утраченного паспорта, соответствующего Приложению 2, допускается выполнять специализированной по лифтам организации.
б) руководство по эксплуатации, включающее:
1) краткое описание лифта;
2) условия и требования безопасной эксплуатации лифта, в том числе: порядок технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования лифта;
3) методику безопасной эвакуации людей из кабины;
4) перечень быстро изнашиваемых деталей;
5) указание о сроке службы лифта;
в) инструкция по монтажу;
г) ведомость ЗИП, содержащая сведения о запасных частях, инструменте, принадлежностях и материалах, которые по рекомендации изготовителя или поставщика могут быть включены в комплект поставки лифта*(2);
д) ведомость комплекта запасных изделий для пусконаладочных работ, включенных в комплект поставки лифта;
е) перечень документации, поставляемой с лифтом.
Ответственность за комплектование и содержание документации несет поставщик лифта.
Число комплектов документации при поставке нескольких лифтов одной модели определяется по соглашению между поставщиком и заказчиком лифта, но не менее 1 комплекта на 5 лифтов, при этом паспортом должен быть снабжен каждый лифт.
Лифты, поставляемые из других стран, комплектуются документацией на русском языке.
1.6. Допускается вносить изменения по расположению оборудования в монтажный чертеж организации, осуществляющей монтаж, техническое обслуживание и ремонт лифтов, за исключением случая изменения расположения лебедки*(3).
Изменения должны быть заверены подписью специалиста, печатью или штампом организации, внесшей изменения.
1.7. При обнаружении недостатков конструкции или дефектов изготовления лифтового оборудования претензии (рекламации) предъявляются к поставщику этого оборудования.
1.8. Конструкция лифта должна обеспечивать возможность эвакуации людей из кабины при его неисправности или при прекращении энергоснабжения лифта.
Эвакуация должна осуществляться персоналом, обученным методике безопасной эвакуации людей.
1.9. Конструкция лифта должна обеспечивать возможность снятия кабины с ловителей одним из следующих способов:
а) вручную, посредством устройства, воздействующего на привод;
б) посредством электропривода;
в) посредством стационарных или переносных грузоподъемных средств.
1.10. Точность автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы должна быть в пределах +-35 мм.
1.11. Отклонение рабочей скорости движения кабины от номинальной скорости не должно быть более 15%.
1.12. Определение основных терминов, примененных в тексте настоящих Правил, приведено в Приложении 1.