Глава I. Статистика как наука
бования объективности, адекватности результатов познания своим оригиналам. Это теоретико-познавательное требование характеризуется тремя основными показателями, имеющими самое непосредственное отношение к статистической методологии: 1) достоверностью (а для теоретических построений — доказательностью, обоснованностью научным опытом); 2) точностью и полнотой; 3) глубиной или существенностью отображаемых свойств и отношений оригинала'.
Оригиналом в статистике считается совокупность явлений и фактов социальной действительности.
Знание диалектических законов и категорий позволяет статистике правильно понять и истолковать явления и факты, подлежащие статистическому исследованию, выбрать надлежащий инструментарий и методологически правильный подход к их изучению. Еще русский историк В.О. Ключевский (1841—1911) писал: «Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления»2.
Вместе с тем статистика как наука, опираясь на основные законы и категории философии, разрабатывает свои специфические приемы, способы и методы, обусловленные особенностями ее предмета, которые в своей совокупности и образуют статистическую методологию.
Таким образом, под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.
Особенности статистической методологии вытекают из объективного характера свойств и закономерностей количественных отношений и связей, изучаемых статистикой: исследование массовых объектов и явлений, дифференциация их по группам и подгруппам, определение сводных количественных характеристик (специальных показателей, средних величин, индексов и т.д.).
1 См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. I. С. 454. Верно заметил американский политолог И. Эстер: «Существует специфический марксистский метод изучения социальных явлений — .метод, который может плодотворно использовать^ ся и использовался даже теми, кто не согласен с фундаментальными взглядами Маркса. В действительности этот метод широко применяется сегодня так, что лишь немногие думают о ссылке на него как на «марксистский метод» (см.: Ester I. Making of Mar. Cambridge, 1985. P. 3).
2 Цит. по: Валентинов А. Помечтаем сладко о свободе // Российская газета. 1997. 20февр.