Глава I. Статистика как наука

бования объективности, адекватности результатов познания сво­им оригиналам. Это теоретико-познавательное требование ха­рактеризуется тремя основными показателями, имеющими са­мое непосредственное отношение к статистической методоло­гии: 1) достоверностью (а для теоретических построений — до­казательностью, обоснованностью научным опытом); 2) точно­стью и полнотой; 3) глубиной или существенностью отображае­мых свойств и отношений оригинала'.

Оригиналом в статистике считается совокупность явлений и фактов социальной действительности.

Знание диалектических законов и категорий позволяет стати­стике правильно понять и истолковать явления и факты, подле­жащие статистическому исследованию, выбрать надлежащий ин­струментарий и методологически правильный подход к их изуче­нию. Еще русский историк В.О. Ключевский (1841—1911) писал: «Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления»2.

Вместе с тем статистика как наука, опираясь на основные за­коны и категории философии, разрабатывает свои специфичес­кие приемы, способы и методы, обусловленные особенностями ее предмета, которые в своей совокупности и образуют статистиче­скую методологию.

Таким образом, под статистической методологией понимает­ся система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей в структуре, динамике и взаимо­связях социально-экономических явлений.

Особенности статистической методологии вытекают из объек­тивного характера свойств и закономерностей количественных от­ношений и связей, изучаемых статистикой: исследование массо­вых объектов и явлений, дифференциация их по группам и под­группам, определение сводных количественных характеристик (специальных показателей, средних величин, индексов и т.д.).

1 См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. I. С. 454. Верно заметил амери­канский политолог И. Эстер: «Существует специфический марксистский метод изу­чения социальных явлений — .метод, который может плодотворно использовать^ ся и использовался даже теми, кто не согласен с фундаментальными взглядами Маркса. В действительности этот метод широко применяется сегодня так, что лишь немногие думают о ссылке на него как на «марксистский метод» (см.: Ester I. Ma­king of Mar. Cambridge, 1985. P. 3).

2 Цит. по: Валентинов А. Помечтаем сладко о свободе // Российская газета. 1997. 20февр.