Философия эпохи возрождения или первые проявления антропоцентризма в философии

С начала XV века в истории Западной Европы начинается переходная эпоха, которая создаёт свою блестящую культуру. В это время начинается распад феодального и развитие капиталистического строя: развиваются роскошные города в Италии, одно за другим происходят величайшие исторические открытия – огнестрельное оружие, начало книгопечатания, возникают картография и география как научные дисциплины. В математике вводятся символические обозначения, медицинская химия продолжает своё развитие в познании химических явлений человеческого организма и изучении лекарственных средств. Огромных успехов в это время достигает астрономия, Васко да Гама открывает морской путь в Индию, Колумб находит Америку, а Магеллан доказывает шарообразность земли, отправившись в первое кругосветное путешествие.

Однако самым важным открытием в это время является свержение диктатуры церкви, формируется новая философия эпохи Возрождения, и именно это послужило особым толчком к расцвету культуры. Феодальный аскетизм призрачного мира был навсегда погребён под новыми веяниями, основой которых стал антропоцентризм философии Возрождения. Человек разумный словно очнулся от долгого сна и готов был творить на благо своей Родины, не случайно именно в это время происходит творческое становления величайших итальянских поэтов того времени: Петрарки, Эразма Роттердамского, Рабле, Боккаччо.

Философия эпохи Возрождения формировалась под влиянием самых великих людей того времени, талантливые художники, архитекторы и скульпторы внесли свой посильный вклад в развитие новой империи. Леонардо да Винчи посвящает свои самые лучшие работы его величию – Человеку Разумному. Как автор непревзойдённой «Джоконды» и «Тайной вечери» он оказывает огромное влияние на эстетические принципы эпохи Возрождения. Не менее сильными по энергетике были в те времена полотна Микеланджело Буонарроти, они, как и его скульптуры возвеличивали духовную и физическую красоту человека, его огромный внутренний потенциал. В это же время формируется новая архитектура возрождения, которая достигает невиданных высот, из-за широты полёта творческой мысли.

Вся философия эпохи Возрождения пропитана признанием человека как самостоятельной личности и утверждает его право на проявление своих способностей и свободный личностный рост. Первый этап эпохи Возрождения прошёл как свободомыслие, противостоящее духовному господству церкви и средневековой схоластике. Античное философское наследие осваивается и восстанавливается в полном объёме, снова открываются философские школы, так неоправданно забытые в Средневековье. Освобождаются от схоластической оболочки и заново переосмысливаются труды великих античных философов – Платона и Аристотеля. Философия эпохи возрождения уже не призывает к аскетизму, покаянию, покорности воле Божьей, но даже наоборот прославляет любую инициативу в области творчества и развития личности. Стремление достичь власти над своей судьбой – это уже не феодальные и даже не христианские идеи, это ростки нового буржуазного строя.

Особое место в философии эпохи Возрождения занимает Николай Кузанский, в отличие от прочих гуманистов, огромное количество времени он уделял математике и естествознанию и даже создал особое направление в философии того времени – христианский натуралистический пантеизм. Концепция этого учения заключается в том, что Бог существует в мире и мир существует в Боге, а поскольку Бог абсолютно бесконечен и безграничен, значит, мир тоже бесконечен и любую границу в нём можно беспрепятственно перейти. Последствием этого учения становится великий переворот в мировоззрении европейцев, рушится геоцентрическая картина развития Вселенной и начинается новый этап в развитии философии и науки Возрождения.