АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ

Автотрансформатор — однообмоточный трансформатор. От двухобмоточного отличается тем, что вторичная обмотка является частью первичной и, естественно, обмотки имеют не только магнитную, но и гальваническую связь. Автотрансформаторы бывают однофазные и трехфазные. На рис. 8.21 изображена схема однофазного автотрансформатора. В автотрансформаторе электрическая энергия из первичной цепи во вторичную передается и через гальваническую связь, и посредством переменного магнитного потока. Автотрансформатор целесообразно применять при малых коэффициентах трансформации (n≤ 2). При малых коэффициентах трансформации на изготовление обмотки требуется значительно меньше (по массе) провода, чем на изготовление двухобмоточного трансформатора (при n= 2 примерно в 2 раза). При этом несколько снижается масса магнитопровода. По этой причине автотрансформатор значительно дешевле, меньше весит и имеет больший КПД, чем двухобмоточный. Однако автотрансформатор нельзя применять там, где по условиям техники безопасности или другим причинам недопустима гальваническая связь между первичной и вторичной обмотками.

 

Рис. 8.21. Схема автотрансформатора

 

Автотрансформатор часто используется в лабораторной практике, при проведении всякого рода экспериментальных исследований, в качестве регулятора напряжения. Такой автотрансформатор имеет подвижный скользящий контакт а (рис. 8.21), который касается обмотки, для чего последняя лишена изоляции по ходу подвижного скользящего контакта.

Напряжение U2 определяется, как и для обычного двухобмоточного трансформатора, из соотношения

w1 = E1 U1 .
w2 E2 U2

откуда

U2 = U1 w2/w1.

Ток нагрузки

I3 = U2/zн .

Ток I1 определяется из уравнения МДС. Если пренебречь током холостого хода, а это не вносит существенных погрешностей, то

I1(w1 - w2) + I2w2 = 0. (8.17)

Подставив значение тока I2, равного

I2 = I1 + I3,

получим

I1 = - I3 w2/w1, или I1 = I3 w2/w1.

Значение тока I1 можно определить также из закона сохранения энергии. Если пренебречь потерями мощности в трансформаторе, то

U1I1 = U2I3 = U1 w2 I3, откуда
w1

I1 = I3w2/w1.

 

Рис. 8.22. Схема включения потребителя с реостатом (а) и с автотрансформатором (б) к примеру 8.3

Ток I2 определяется из уравнения (8.17):

I2 = - I1 w1 - w2 = - I3 w2 ( w1 - w2 ),
w2 w1 w2

 

или I2 = I3 w1 - w2 ,
w1

Определим значения токов I1,I2 и I3 для автотрансформатора при n = 2:

w2 = w1/2; U2 = U1w2/w1; I3 = U2/zн = U1/2zн ;

I1 = I3 w2 = U1   w1/2 = U1 ;
w1 2zн w1 4zн

 

I2 = I3 w1 - w2 = U1   w1 - w1/2 = U1 .
w1 2zн w1 4zн

Расчеты показали, что численно I2 = I1. Следовательно, автотрансформатор при n = 2 имеет обмотку с w1 витками, провод которой должен быть рассчитан на ток I1. Если использовать вместо автотрансформатора двухобмоточный трансформатор, то его первичная обмотка с тем же числом витков w1, что и обмотка автотрансформатора, должна быть рассчитана на ток I1, а вторичная с числом витков w2 = w1/2 должна быть рассчитана на ток I2 = I1w1/w2 = 2I1.

Из этого следует, что для изготовления автотрансформатора потребуется примерно в 2 раза (по массе) меньше провода, чем для изготовления двухобмоточного трансформатора.

Пример 8.3. Для регулирования напряжения приемника переменного тока можно использовать реостат или автотрансформатор (рис. 8.22, а, б). Определить потери мощности в реостате и автотрансформаторе при условии, что U1 = 220 В, Uп = U2 = 100 В, ток потребителя I = 5 А, если принять, что КПД автотрансформатора η = 0,9.

Решение 1. Потери мощности в реостате

ΔPр = U1I - U2I = 220 • 5-100 5 = 600 Вт

2. Потери мощности в автотрансформаторе

ΔРтр = U2I2 - U2I2 = 100 5 - 100 5 = 55 Вт
0,9