Анализ качества продукции.

Качество продукции характеризуется ее надежностью, долговечностью, безопасностью, а также отсутствием рекламации покупателей.

Конкурентоспособность продукции и получение наиболее выгодных для организации контрактов возможны в условиях рыночной экономики только при условии обеспечения соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так и внешнего рынка. В связи с этим оценка качества выпускаемой продукции приобретает особое значение.

При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи, а именно:

1) оценивается качество производимой организацией продукции;

2) устанавливаются основные причины снижения качества;

3) выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.

При проведении анализа качества следует иметь в виду, что качество продукции зависит от следующих факторов:

- от уровня применяемой техники и технологии производства;

- от уровня квалификации работников;

- от дисциплины труда производственных рабочих.

Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции, являются следующие показатели:

- объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

- удельный вес вновь осваиваемой и выпускаемой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме продукции;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес продукции, которая может отвечать уровню мировых стандартов;

- удельный вес продукции, отгружаемой на экспорт, в общем объеме реализуемой продукции.

Таким образом, обобщающие показатели характеризуют качество продукции независимо от того, какого она вида или назначения, в то время как частные показатели качества свидетельствуют о технических и потребительских свойствах продукции.

Так, например, качество продукции пищевой промышленности характеризуется жирностью, наличием наполнителей, содержанием сухих веществ и т.п., а продукции машиностроения – надежностью, сроком использования и др.

На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета.

Качество продукции характеризуется следующими показателями: удельный вес (Ув) или коэффициент сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов).

В виде расчетной формулы это выглядит следующим образом:

Ув = (СП: Оп) х 100%;

Кс = СП: Оп.

Вышеуказанные показатели характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 руб. общего объема продукции (работ, услуг).

Путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменение качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом.