Перкуссия (Cymbal, tambourine, cowbell, vibras, bong, conga, cabasa, maracas, triangle, shaker, bell).

Перкуссия – это самый разнообразный и массивный высокочастотный набор ударных инструментов. При выборе звуков перкуссии можно очень долго экспериментировать, добавлять, заменять, манипулировать ритмическими рисунками и т.д. Как правило, перкуссионные звуки используются для придания ритм-секции оживленности, движения. Обрабатывается перкуссия в зависимости от тембра выбранного звука, динамической, частотной обработками и эффектами.

Если вы используете готовые сэмплы (loops), то их также нужно корректировать по звучанию, потому что, как правило, в сэмплерных библиотеках они записаны в сыром виде. Готовые ударные сэмплы нужно эквализировать, компрессировать и затем максимизировать. Если есть необходимость, также можно использовать другие средства динамической или психоакустической обработки.

Таким образом, обработав каждый звук ударных инструментов или готовый драм-сэмпл, следует подкорректировать общее звучание инструментов в соотношении друг с другом. После того, как ударные зазвучали так, как надо, добавляется бас. В отношении баса в танцевальной музыке такая же позиция, как и с ударными, так как бас тоже относится к ритм-секции и играет такую же активную роль в этом направлении.

Бас необходимо компрессировать, чтобы при отдельном прослушивании с бас-бочкой, оба инструмента звучали гармонично. При этом бас, имеющий многонотную линию, должен четко прослушиваться, чтобы ни одна нота из басовой секвенции, не проваливалась. Тембр баса должен быть глубоким и «качающим». Обрабатывать бас следует динамической, психоакустической и частотной обработками, в зависимости от выбранного тембра и ваших требований к его звучанию.

После того, как ритм-секция из ударных инструментов и баса звучит, как одно целое, можно приступать к следующему этапу сведения – ритмическим партиям (например, ритм-гитара или секвенции).

Ритм-партии – это мелодическое дополнение к ритм-секции. Если ритм-партия сыграна на гитаре, то обрабатывать ее звук необходимо, исходя из требований к звучанию. Например, если выбран звук мьютированной гитары (аналог pizzicato), то добиться четкого звука можно, используя психоакустическую обработку. Если выбран чистый звук электрогитары (Clean), то ее звучанием можно манипулировать, используя динамическую, частотную обработки и поэксперементировать с различными эффектами. Если вы решили использовать «тяжелый» саунд для гитарного звука (Distortion, Overdrive), то обязательно компрессируйте звук и используйте психоакустическую обработку для придания четкости каждой сыгранной ноте, так как «тяжелый» саунд по своей природе «грязный».

Также, для придания специфичного звучания, используйте эффекты. Если ритм-партия сыграна на акустической гитаре, добиться четкого звука проще всего динамической, психоакустической и частотной обработками, при необходимости добавив эффекты. Синтезаторные ритм-партии, как правило, обрабатываются с учетом специфики выбранного тембра, и так, как это не основные, а вспомогательные звуки в аранжировке, их достаточно обработать частотной обработкой для придания своеобразного звучания и эффектами.

Далее, этап фонового звука. Как правило, это либо скрипичный звук, либо пэдовый инструмент – то есть создающий гармоничный фон. Обрабатывать его нужно частотной обработкой и эффектами. В погоне за плотностью звучания аранжировки, следите за тем, чтобы фон не «выпирал» из общей звуковой картинки по уровню и его звук не был чересчур пространным, создавая «размазанность» (это зависит от правильно настроенных параметров эффектов, которыми вы обработаете звук).

Главную партию (тему, соло) необходимо довести до такого звучания, чтобы она значительно отличалась от ритм-партий по тембру, уровню и, возможно, обработке. Старайтесь выбрать для сольной партии яркий, интересный по звуковой окраске, тембр, и обработать его так, чтобы выбранные эффекты придали партии неповторимое звучание.

Очень важный момент, который следует отметить: НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ с обработкой звуков! Аранжировка должна звучать как можно четче и прозрачнее, каждый звук должен различаться в общей звуковой картине аранжировки – если вы неправильно выстроите параметры обработок, то звуки исказятся, а перебор с эффектами даст вместо красоты грязь и гул в звуке.

Последовательность, описанная мной выше, не претендует на исключительное следование именно ей, так как в разных направлениях танцевальной музыки и выражении фантазии каждого аранжировщика и композитора, могут присутствовать абсолютно разные, как конструкции аранжировок, так и используемые для реализации творческих идей наборы звуков – все индивидуально. Но одно правило, которому необходимо следовать при сведении любых танцевальных композиций – это сведение инструментов ритм-секции.

И один общий совет по сведению фонограммы, который поможет достичь максимального результата в этом процессе.
Прежде чем начинать сведение композиции, если у вас нет опыта в этом процессе, очень полезно послушать композиции, которые вам нравятся (те, которые вы обычно слушаете в плейере или по радио) и найти среди них наиболее близкую по стилистике и звучанию, на которую можно опираться, как на образец для достижения наиболее качественного звучания. Делается это так: слушаете, к примеру, на компакт-диске первые такты ударных, в какой-то момент останавливаете и включаете первые такты ударных своей аранжировки - слушаете и сравниваете, что не так (при этом слушать нужно внимательно, вслушиваясь практически в каждый звук, но не теряя общей картинки звучания). Сравниваете, подправляете и так до тех пор, пока максимально не приблизитесь к тому, что слышите в композиции с диска. Затем следующие такты, например, со вступившим басом, и так постепенно регулируйте общее звучание. После прохождения по отрывкам от начала до конца ставите весь трек с диска и слушаете целиком (слух привыкает к восприятию определенного звучания на протяжение времени прослушивания), после чего включаете свою аранжировку и слушаете ее - и тут "полезут" все минусы, которые вы могли пропустить при прерывистом сравнении звучания, которые и нужно будет подкорректировать.