КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Народное образование. В начале ХХ века условия социально-

экономического и культурного развития страны требовали значительного

расширения сети народного образования, а также улучшения качественных

сторон школы – совершенствования учебно-воспитательного процесса,

увеличения доли светского обучения, повышения уровня квалификации

педагогического персонала. Успешному развитию просвещения препятст-

вовал целый ряд сдерживающих факторов, в частности, недостаточное

внимание к нуждам образования со стороны правительственных органов,

бюрократическая и громоздкая система управления школой, первая миро-

вая война, революционные события и т.д. Уровень образованности и эле-

ментарной грамотности значительной части населения был крайне невысо-

ким. Кроме того, в силу неравномерного социально-экономического разви-

тия многочисленных регионов России далеко неодинаковым был и уровень

образования в них. Окраины страны, в отличие от центральных городов и

промышленных центров, были крайне слабо обеспечены сетью учебных

заведений и квалифицированными педагогами.

Неблагополучной в этом плане была ситуация на территории Башки-

рии (Уфимская и часть Оренбургской губерний). Особенно сложно обстоя-

ло дело с обучением детей нерусских народностей. Царизм в значительной

мере оказывал миссионерско-русификаторский нажим на нерусские шко-

лы, в силу чего мусульманские учебные заведения, в частности, развива-

лись главным образом благодаря общественной поддержке.

Вполне очевидной была необходимость реформирования всей систе-

мы народного образования. На заседаниях Государственной Думы неодно-

кратно обсуждались вопросы введения всебщего начального обучения.

Проекты всеобуча, в частности, разрабатывались и Уфимским губернским

земством. Однако начавшаяся в 1914 г. первая мировая война воспрепятст-

вовала реализации многих реформаторских замыслов в сфере просвеще-

ния. Земские собрания были вынуждены значительно сокращать свои ас-

сигнования на постройку школьных зданий и открытие новых учебных за-

ведений. Тем не менее, рост народных училищ в предреволюционные годы

происходил преимущественно по линии земств. Так, с 1913/14 учебного

года по 1916/17 год количество земских школ в Уфимской губернии увели-

чилось с 1173 до 1339. Количество школ духовного ведомства за указанный

период времени почти не изменилось – соответственно 365 и 370. Число

министерских и «прочих светских» учебных заведений по губернии даже

заметно сократилось – с 328 до 300.

Таким образом, общеобразовательные учебные заведения до револю-

ции принадлежали различным ведомствам. Главными содержателями школ 42

государственного сектора были губернские и уездные земства, духовные

учреждения и Министерство народного просвещения. Кроме того, немало

было школ, открытых по инициативе частных лиц и учреждений и содер-

жащихся на их средства.

В Уфимской губернии наиболее распространёнными типами низших

школ были начальные народные училища и мектебы (мусульманские началь-

ные школы). Первые делились на одноклассные и двухклассные. Курс обуче-

ния в одноклассных училищах продолжался три, либо четыре года, в двух-

классных – пять, либо шесть лет. Большая часть этих учебных заведений на-

ходилась в сельской местности, что, в первую очередь, было связано со зна-

чительным преобладанием в губернии сельского населения над городским.

По национальному признаку народные училища распределялись в ос-

новном на русские, «инородческие», «русско-инородческие». В 1914/15

учебном году 62 % начальных училищ в губернии были русскими. Баш-

кирских и русско-башкирских училищ насчитывалось 9,8 %, татарских и

русско-татарских – 9,3 %. В оставшихся школах (18,9%) обучались другие

многочисленные народности края. Обеспеченность различных народов на-

чальными училищами – одним из основных типов учебных заведений –

была, таким образом, неравномерной. Ведь около 60% населения Уфим-

ской губернии составляли тогда нерусские народы, из них примерно 50% –

башкиры и татары.

Значительная часть начальных училищ располагалась в неприспособ-

ленных домах. В Уфимской и Оренбургской губерниях 57% начальных

училищ не имели своих помещений.

Мусульманские начальные учебные заведения – мектебы – открыва-

лись в основном по инициативе местных имамов (мусульманских священ-

нослужителей). Часть мектебов открывалась по инициативе сельских об-

ществ, а также частных лиц. Государственные учреждения не принимали

участия в содержании мусульманских школ. Очень незначительная часть

мектебов получала материальную помощь от земств.

К началу 1914 г., по данным опросов Уфимской губернской земской

управы, в губернии насчитывалось 1579 мектебов. Однако далеко не все

мусульманские школы были в то время учтены и обследованы. Вероятнее

всего количество мектебов приближалось к наличному числу мечетей в гу-

бернии (около 2000), муллы которых по установившемуся обычаю прини-

мали на себя, наряду с обязанностями священнослужителей, обязательство

по организации и заведыванию мектебами в их приходах.

Систематического начального образования мектебы не давали. Они не

имели строго выработанных программ, на низком уровне были составлены

учебники. Большинство мугаллимов (учителей) не имело специальной пе-

дагогической подготовки. 80% мектебов Уфимской губернии были совер- 43

шенно лишены классного оборудования. Несмотря на свои недостатки, му-

сульманские начальные школы всё же играли заметную роль в распростра-

нении элементарной грамотности среди башкир и татар.

Накануне октябрьских событий 1917 г. некоторые просвещенцы высту-

пали с предложениями заменить мектебы земскими русско-инородческими

школами с увеличением в них программ мусульманского вероучения и родно-

го языка. В ряде деревень края мектебы действительно стали закрываться и

заменяться земскими начальными училищами. Однако среди татарской и

башкирской общественности преобладало мнение в пользу сохранения мек-

тебов как традиционных учебных заведений. При этом считалось необходи-

мым коренным образом измененить программы преподавания в соответствии

с ростом культурно-экономических запросов населения.

Среднее образование получали преимущественно в гимназиях и ре-

альных училищах. В гимназиях преобладал классический характер обуче-

ния, главное внимание уделялось гуманитарным предметам. В реальных

училищах преподавались в основном естественные и точные науки. В 1913

г. в Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 35 средних обще-

образовательных учебных заведений.

Относительно широко были распространены мусульманские духовные

(приближающиеся к средним) учебные заведения – медресе. В Уфимской гу-

бернии в 1913 г. их насчитывалось 323, в Оренбургской 26. Наиболее извест-

ными в те годы были медресе повышенного типа (джадидистско-светские) –

«Усмания» и «Галлия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.

Учебные заведения повышенного типа оставались малодоступными

для детей неимущих сословий. Отсутствовала должная преемственная

связь между программами начальных и средних учебных заведений. Охват

детей школьного возраста обучением был крайне невысоким.

Одной из наиболее острых проблем образования была нехватка педа-

гогических кадров. Низким был уровень их квалификации. В 1913/14

учебном году из всего состава учителей начальных земских школ лишь не-

значительная часть (15,5%) имела законченное среднее педагогическое об-

разование. В 1916/17 году этот показатель составил 18,1%. Среднее обра-

зование имели тогда 35,7% учителей и 46,2% лишь начальное образование.

В школах нерусских народностей многие педагоги недостаточно хо-

рошо знали родной язык учащихся, что, безусловно, снижало качество

учебно-воспитательного процесса. Так, по данным земской статистики, на

1 января 1916 г. из всех учителей «инородческих» школ Уфимской губер-

нии только 63 % знали родной язык своих подопечных «более или менее

основательно», а 23 % школьных учителей не знали его совсем.

Подготовка педагогических кадров значительно отставала от потребно-

стей просвещения. К 1917 г. в Уфимской губернии был один Учительский ин- 44

ститут, открытый в 1909 г. и не имевший, однако, статуса высшего учебного

заведения. Кроме того, имелись три учительские семинарии (в Благовещен-

ске, Белебее и Стерлитамаке), Бирская инородческая учительская школа, та-

таро-башкирские трёхгодичные педагогические курсы в Уфе, ряд церковно-

учительских школ, наконец, педагогические курсы, открытые при некоторых

учебных заведениях, главным образом, высших начальных училищах.

Издательское дело и печать. В начале XX века издательское дело

Уфимской губернии вступило в новый этап своего развития.

Под влиянием промышленного подъема, охватившего губернию в кон-

це XIX века, увеличилось количество полиграфических предприятий не

только в столице, но и в уездных городах. Как в целом по России, в поли-

графической отрасли происходила концентрация производства и капитала,

в результате чего в начале ХХ века в издательском деле появились акцио-

нерные объединения. В Уфе их насчитывалось 6, в Стерлитамаке, Златоус-

те, Мензелинске по одному. Их нельзя назвать издательскими центрами.

Они не специализировались на выпуске определенного вида продукции, а

выпускали самую разнообразную продукцию: от канцелярских бланков и

визиток до отдельных книг, журналов. Издательско-полиграфическая дея-

тельность совмещалась с книжной торговлей.

Процесс развития капитализма непосредственным образом отразился

на газетно-издательском деле. Материальная база газет укреплялась за счет

платных объявлений и реклам. Произошло разделение редакторской и из-

дательской функции.

Важной составляющей издательского дела, развития полиграфичек-

сой промышленности являлось формирование отряда служащих. В 1917 г.

их численность составляла 500 человек, которые были объединены в про-

фессиональный союз под названием «Союз графических искусств».

На развитие печати повлияла запретительная политика местной адми-

нистрации. Официальная охранительная цензура сдерживала развитие пе-

риодической печати. Программы существующих газет строго регламенти-

ровались. В результате такой политики, например, земство выпускало

«Уфимский сельскохозяйственный листок», освещавщий главным образом

вопросы ведения сельского хозяйства. Рабочая печать находилась на неле-

гальном положении.

После первой русской революции в Уфимской губернии было органи-

зовано издание на языке тюрки. Значительное место среди продукции ти-

пографий «Восточная печать» («Шарык») и «Жизнь» («Тормыш») занима-

ли произведения художественной литературы и фольклора, учебники и

хрестоматии для новометодных школ, переводы русской художественной

литературы и народных сказок, а также сочинения по истории, философии,

этнографии тюркских народов. До революции 1917 г. в губернии было из- 45

дано 260 книг на языке тюрки общим тиражом 72131 экз. По количеству

изданий и их общему тиражу они уступали почти в три раза изданиям

оренбургских типографий, где восточное книгопечатание получило срав-

нительно большее развитие. Издательства «Калям», «Нур», «Акча», «Ир-

шад» сыграли значительную роль в издании произведений башкирского

фольклора, памятников истории, литературы башкирского народа. Появле-

ние книгопечатания на языке тюрки привело к более широкому распро-

странению книги среди татарского и башкирского читателя, способствова-

ло развитию просвещения края.

В годы первой русской революции местные партийные организации

наладили выпуск своих печатных изданий. С 1 июля 1909 г. неофициальная

часть «Уфимских губернских ведомостей» выделилась в самостоятельную

проправительственную газету «Уфимский край». 18 декабря 1905 г. кадеты

Уфы организовали выпуск «Уфимского вестника», с 9 апреля 1915 г. кон-

ституционно-демократическая партия – «Уфимскую жизнь». В подпольных

типографиях печатались «Уфимский листок», «Уфимский рабочий», «Сол-

датская» и «Крестьянская» газеты. С легализацией после февраля 1917 г.

революционных партий возникла их печать: «Вперед», эсеровская «Земля и

воля». Революционно-демократические организации – советские, народные

комитеты стремились осуществить выпуск своих изданий. Партийные га-

зеты выпускались и в уездных центрах: Златоусте, Стерлитамаке, Бирске,

Мензелинске, Белебее.

На татарском языке в начале ХХ века в губернии издавалось: 2 – еже-

дневные газеты («Мусульманский мир» и «Жизнь») и 7 ежедневных раз-

личного политического направления.

Деятельность различных общественных организаций также отража-

лась в изданиях журнального типа. Уфимское семейно-педагогическое об-

щество печатало иллюстрированный журнал «Вестник семьи и школы»,

Уфимский учительский институт – «Педагогический журнал», правление

Оренбургского учебного округа – «Вестник». Из детских журналов извес-

тен журнал «Мозаика» Уфимской мужской гимназии. После февраля 1917

г. к имеющимся журналам прибавились «Известия союза учителей», юмо-

ристическая «Пчела» союза беженцев, «Уфимский копператор» союза по-

требительских кооперативов и др. Оренбургское магометанское духовное

собрание выпускало на татарском языке «Известия» и «Новые известия».

Из православных изданий наряду с «Епархиальными ведомостя-

ми»печатались журналы «Сеятель» священника Хохлова, «Заволжский ле-

тописец» Восточно-русского просветительского общества.

В начале ХХ века Уфимское губернское земство выступало основным

издателем. Его издательская деятельность носила планомерный и неком-

мерческий характер. Различные отделы Уфимского земства выпускали и 46

бесплатно раздавали научно-популярные брошюры по проблемам медици-

ны, экономики, агрономии, ветеринарии. Эти книги выходили не только на

русском, но и татарском, башкирском, чувашском и марийском языках. В

мае 1913 г. Уфимское земство созвало совещание представителей земств

России о совместном издании учебников. Оно выработало программу и

практические способы реализации этой важной задачи, но, к сожалению,

эта программа не воплотилась в жизнь.

Издательское дело в губернии испытывало трудности, связанные с

недостатком финансов и литературных сил, низким уровнем образования

большей части населения. Но оно играло возрастающую роль в экономике,

и особенно в общественно-политической и культурной жизни, способство-

вало росту грамотности населения и развитию общественного сознания,

науки и образования края. Процесс становления издательского дела отли-

чался динамизмом и шел по нарастающей вплоть до политических потря-

сений и революции.

Литература и искусство. Динамизм общественно-политического

развития, рост национального самосознания народа, подъём грамотности,

просвещения, расширение издательского дела способствовали значитель-

ному оживлению литературной жизни края.

Башкирская литература в начале ХХ века развивалась преимущест-

венно в русле просветительского реализма. Р.Фахретдинов, З.Хади,

М.Гафури затрагивали в своих произведениях общечеловеческие мораль-

но-этические проблемы, задумывались о необходимости совершенствова-

ния общественного строя, гармонизации человеческих отношений, отстаи-

вали необходимость приобщения народа к европейским нормам жизни, к

светскому знанию. Продолжая лучшие традиции башкирской поэзии,

Ш.Аминев, Ф.Туйкин, С.Якшигулов воспевали в стихах любовь к родной

земле, к своим истокам.

Усилился интерес писателей и учёных к изучению и распространению

устного народного творчества, в обществе зрело понимание непреходящей

ценности народной культуры. Известным собирателем башкирского

фольклора был М. Бурангулов. Нелёгкая жизнь жителей Башкирии той по-

ры нашла отражение в творчестве видного русского писателя Н. Краше-

нинникова.

Ярким и самобытным было изобразительное искусство в крае. Широ-

кое распространение получили резьба по дереву, тиснение по коже, юве-

лирное мастерство, вышивка, ковроделие и другие направления декоратив-

но-прикладного искусства.

Первая изостудия в Уфе открылась в начале 1910-х гг. Её возглавлял

художник Н. Протопопов. В 1913 г. в Уфе была основана первая художест-

венная организация «Общество любителей живописи», переименованная в 47

1916 г. в «Уфимский художественный кружок». Сюда входили такие из-

вестные художники, как А. Тюлькин, Ю. Блюменталь, А. Лежнев, К. Дав-

леткильдеев и другие. Организатором кружка была М. Елгаштина.

В 1913 г. было положено начало созданию коллекции Художественно-

го музея. Уроженец Уфы, известный русский художник М.В.Нестеров по-

дарил родному городу 102 картины из своего собрания. 72 полотна при-

надлежали кистям русских художников второй половины ХIХ – начала ХХ

вв. 30 работ были написаны самим Нестеровым. Музей открыл двери для

своих посетителей в январе 1920 г.

Видную роль в художественной жизни Уфы играл художник Д. Бур-

люк, проживавший с 1915 по 1918 гг. в Башкирии и написавший здесь око-

ло 200 живописных работ.

В начале ХХ века на территории Уфимской и Оренбургской губерний

не было собственных театров, однако в крае довольно часто выступали

приезжие театральные и музыкальные труппы. Рост самосознания народов

Башкирии способствовал формированию национальных театров. В апреле

1906 г. видный театральный деятель И. Кудашев-Ашкадарский впервые в

Уфе поставил спектакль на башкирском языке «Свет и тьма» по пьесе

А.Н.Островского «В чужом пиру похмелье». В мае 1907 г. в Оренбурге бы-

ла организована первая профессиональная труппа из начинающих башкир-

ских и татарских артистов под руководством того же И. Кудашева-

Ашкадарского. Впоследствии появился ещё ряд заметных театральных

трупп – «Сайяр», «Нур», «Ширкат». Расширялась сеть русских театров и

любительских драматических кружков.

Кинематограф также постепенно проникал в культуру и быт народов

края. До октябрьских событий 1917 г. в Уфимской губернии действовало 10

киноустановок.

Определённые шаги были сделаны и в развитии музыкальной культу-

ры Башкирии. Ещё в 1886 г. в Уфе было организовано Общество любите-

лей пения, музыки и драматического искусства. Современники неодно-

кратно отмечали интерес и любовь жителей города к музыке. Именно здесь

в начале 1890-х гг. дебютировал будущий знаменитый оперный певец

Ф.И.Шаляпин.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. у башкир зародилась первоначальная

форма коллективного исполнительства – унисонное хоровое пение. Народ-

ный поэт Башкирии Сайфи Кудаш в своих воспоминаниях отмечал, что «в

деревенских школах в ту пору вошло в практику хоровое пение стихов Ту-

кая и Гафури». До революции исследователи С. Рыбаков и М. Султанов за-

нимались сбором и систематизацией башкирской народной музыки. Созда-

вались различные самодеятельные музыкальные коллективы. Летом 1916 г.

уфимскими хорами под управлением московского дирижёра А. Петручика 48

был дан концерт в пользу раненых воинов. Им же спустя три года был соз-

дан первый в Башкирии профессиональный хор при Политотделе Уфим-

ского Губвоенкомата.

На рубеже XIX–XX вв. на территории Башкирии наблюдался подъём

строительного дела. Характерной особенностью архитектуры края было

стилевое многообразие. Любопытным и интересным памятником граждан-

ской архитектуры в Уфе, выполненным в стиле модерн, являлся дом П.

Костерина. В этом же стиле с элементами эклектики были построены и та-

кие известные уфимские особняки, как дом Е. Поносовой-Молло (инже-

нер-архитектор К. Гуськов), М. Лаптева (архитектор Л. Щербачёв). К па-

мятникам неорусского стиля можно отнести Аксаковский народный дом

(1908–1920-е гг., архитектор П. Рудавский). Традиции древнерусского и ви-

зантийского зодчества прослеживаются в ряде величественных церквей, в

частности, Александровской в Уфе (1886–1889) и Михаило-Архангельской

в Белебее (1900). Элементы романтизма, а также азиатские стилевые моти-

вы воплотились в памятниках мусульманского культового зодчества, Чет-

вёртой (1906 г.) и Пятой (1906–1909) соборных мечетях Уфы.

Таким образом, сдвиги в социально-экономическом и политическом

развитии России и рассматриваемого региона способствовали заметному

подъёму культурной жизни края. Самобытные культурные традиции пред-

шествующих эпох пополнялись и обогащались новыми направлениями,

смелыми, а подчас необычными творческими поисками.