КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ
Народное образование. В начале ХХ века условия социально-
экономического и культурного развития страны требовали значительного
расширения сети народного образования, а также улучшения качественных
сторон школы – совершенствования учебно-воспитательного процесса,
увеличения доли светского обучения, повышения уровня квалификации
педагогического персонала. Успешному развитию просвещения препятст-
вовал целый ряд сдерживающих факторов, в частности, недостаточное
внимание к нуждам образования со стороны правительственных органов,
бюрократическая и громоздкая система управления школой, первая миро-
вая война, революционные события и т.д. Уровень образованности и эле-
ментарной грамотности значительной части населения был крайне невысо-
ким. Кроме того, в силу неравномерного социально-экономического разви-
тия многочисленных регионов России далеко неодинаковым был и уровень
образования в них. Окраины страны, в отличие от центральных городов и
промышленных центров, были крайне слабо обеспечены сетью учебных
заведений и квалифицированными педагогами.
Неблагополучной в этом плане была ситуация на территории Башки-
рии (Уфимская и часть Оренбургской губерний). Особенно сложно обстоя-
ло дело с обучением детей нерусских народностей. Царизм в значительной
мере оказывал миссионерско-русификаторский нажим на нерусские шко-
лы, в силу чего мусульманские учебные заведения, в частности, развива-
лись главным образом благодаря общественной поддержке.
Вполне очевидной была необходимость реформирования всей систе-
мы народного образования. На заседаниях Государственной Думы неодно-
кратно обсуждались вопросы введения всебщего начального обучения.
Проекты всеобуча, в частности, разрабатывались и Уфимским губернским
земством. Однако начавшаяся в 1914 г. первая мировая война воспрепятст-
вовала реализации многих реформаторских замыслов в сфере просвеще-
ния. Земские собрания были вынуждены значительно сокращать свои ас-
сигнования на постройку школьных зданий и открытие новых учебных за-
ведений. Тем не менее, рост народных училищ в предреволюционные годы
происходил преимущественно по линии земств. Так, с 1913/14 учебного
года по 1916/17 год количество земских школ в Уфимской губернии увели-
чилось с 1173 до 1339. Количество школ духовного ведомства за указанный
период времени почти не изменилось – соответственно 365 и 370. Число
министерских и «прочих светских» учебных заведений по губернии даже
заметно сократилось – с 328 до 300.
Таким образом, общеобразовательные учебные заведения до револю-
ции принадлежали различным ведомствам. Главными содержателями школ 42
государственного сектора были губернские и уездные земства, духовные
учреждения и Министерство народного просвещения. Кроме того, немало
было школ, открытых по инициативе частных лиц и учреждений и содер-
жащихся на их средства.
В Уфимской губернии наиболее распространёнными типами низших
школ были начальные народные училища и мектебы (мусульманские началь-
ные школы). Первые делились на одноклассные и двухклассные. Курс обуче-
ния в одноклассных училищах продолжался три, либо четыре года, в двух-
классных – пять, либо шесть лет. Большая часть этих учебных заведений на-
ходилась в сельской местности, что, в первую очередь, было связано со зна-
чительным преобладанием в губернии сельского населения над городским.
По национальному признаку народные училища распределялись в ос-
новном на русские, «инородческие», «русско-инородческие». В 1914/15
учебном году 62 % начальных училищ в губернии были русскими. Баш-
кирских и русско-башкирских училищ насчитывалось 9,8 %, татарских и
русско-татарских – 9,3 %. В оставшихся школах (18,9%) обучались другие
многочисленные народности края. Обеспеченность различных народов на-
чальными училищами – одним из основных типов учебных заведений –
была, таким образом, неравномерной. Ведь около 60% населения Уфим-
ской губернии составляли тогда нерусские народы, из них примерно 50% –
башкиры и татары.
Значительная часть начальных училищ располагалась в неприспособ-
ленных домах. В Уфимской и Оренбургской губерниях 57% начальных
училищ не имели своих помещений.
Мусульманские начальные учебные заведения – мектебы – открыва-
лись в основном по инициативе местных имамов (мусульманских священ-
нослужителей). Часть мектебов открывалась по инициативе сельских об-
ществ, а также частных лиц. Государственные учреждения не принимали
участия в содержании мусульманских школ. Очень незначительная часть
мектебов получала материальную помощь от земств.
К началу 1914 г., по данным опросов Уфимской губернской земской
управы, в губернии насчитывалось 1579 мектебов. Однако далеко не все
мусульманские школы были в то время учтены и обследованы. Вероятнее
всего количество мектебов приближалось к наличному числу мечетей в гу-
бернии (около 2000), муллы которых по установившемуся обычаю прини-
мали на себя, наряду с обязанностями священнослужителей, обязательство
по организации и заведыванию мектебами в их приходах.
Систематического начального образования мектебы не давали. Они не
имели строго выработанных программ, на низком уровне были составлены
учебники. Большинство мугаллимов (учителей) не имело специальной пе-
дагогической подготовки. 80% мектебов Уфимской губернии были совер- 43
шенно лишены классного оборудования. Несмотря на свои недостатки, му-
сульманские начальные школы всё же играли заметную роль в распростра-
нении элементарной грамотности среди башкир и татар.
Накануне октябрьских событий 1917 г. некоторые просвещенцы высту-
пали с предложениями заменить мектебы земскими русско-инородческими
школами с увеличением в них программ мусульманского вероучения и родно-
го языка. В ряде деревень края мектебы действительно стали закрываться и
заменяться земскими начальными училищами. Однако среди татарской и
башкирской общественности преобладало мнение в пользу сохранения мек-
тебов как традиционных учебных заведений. При этом считалось необходи-
мым коренным образом измененить программы преподавания в соответствии
с ростом культурно-экономических запросов населения.
Среднее образование получали преимущественно в гимназиях и ре-
альных училищах. В гимназиях преобладал классический характер обуче-
ния, главное внимание уделялось гуманитарным предметам. В реальных
училищах преподавались в основном естественные и точные науки. В 1913
г. в Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 35 средних обще-
образовательных учебных заведений.
Относительно широко были распространены мусульманские духовные
(приближающиеся к средним) учебные заведения – медресе. В Уфимской гу-
бернии в 1913 г. их насчитывалось 323, в Оренбургской 26. Наиболее извест-
ными в те годы были медресе повышенного типа (джадидистско-светские) –
«Усмания» и «Галлия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.
Учебные заведения повышенного типа оставались малодоступными
для детей неимущих сословий. Отсутствовала должная преемственная
связь между программами начальных и средних учебных заведений. Охват
детей школьного возраста обучением был крайне невысоким.
Одной из наиболее острых проблем образования была нехватка педа-
гогических кадров. Низким был уровень их квалификации. В 1913/14
учебном году из всего состава учителей начальных земских школ лишь не-
значительная часть (15,5%) имела законченное среднее педагогическое об-
разование. В 1916/17 году этот показатель составил 18,1%. Среднее обра-
зование имели тогда 35,7% учителей и 46,2% лишь начальное образование.
В школах нерусских народностей многие педагоги недостаточно хо-
рошо знали родной язык учащихся, что, безусловно, снижало качество
учебно-воспитательного процесса. Так, по данным земской статистики, на
1 января 1916 г. из всех учителей «инородческих» школ Уфимской губер-
нии только 63 % знали родной язык своих подопечных «более или менее
основательно», а 23 % школьных учителей не знали его совсем.
Подготовка педагогических кадров значительно отставала от потребно-
стей просвещения. К 1917 г. в Уфимской губернии был один Учительский ин- 44
ститут, открытый в 1909 г. и не имевший, однако, статуса высшего учебного
заведения. Кроме того, имелись три учительские семинарии (в Благовещен-
ске, Белебее и Стерлитамаке), Бирская инородческая учительская школа, та-
таро-башкирские трёхгодичные педагогические курсы в Уфе, ряд церковно-
учительских школ, наконец, педагогические курсы, открытые при некоторых
учебных заведениях, главным образом, высших начальных училищах.
Издательское дело и печать. В начале XX века издательское дело
Уфимской губернии вступило в новый этап своего развития.
Под влиянием промышленного подъема, охватившего губернию в кон-
це XIX века, увеличилось количество полиграфических предприятий не
только в столице, но и в уездных городах. Как в целом по России, в поли-
графической отрасли происходила концентрация производства и капитала,
в результате чего в начале ХХ века в издательском деле появились акцио-
нерные объединения. В Уфе их насчитывалось 6, в Стерлитамаке, Златоус-
те, Мензелинске по одному. Их нельзя назвать издательскими центрами.
Они не специализировались на выпуске определенного вида продукции, а
выпускали самую разнообразную продукцию: от канцелярских бланков и
визиток до отдельных книг, журналов. Издательско-полиграфическая дея-
тельность совмещалась с книжной торговлей.
Процесс развития капитализма непосредственным образом отразился
на газетно-издательском деле. Материальная база газет укреплялась за счет
платных объявлений и реклам. Произошло разделение редакторской и из-
дательской функции.
Важной составляющей издательского дела, развития полиграфичек-
сой промышленности являлось формирование отряда служащих. В 1917 г.
их численность составляла 500 человек, которые были объединены в про-
фессиональный союз под названием «Союз графических искусств».
На развитие печати повлияла запретительная политика местной адми-
нистрации. Официальная охранительная цензура сдерживала развитие пе-
риодической печати. Программы существующих газет строго регламенти-
ровались. В результате такой политики, например, земство выпускало
«Уфимский сельскохозяйственный листок», освещавщий главным образом
вопросы ведения сельского хозяйства. Рабочая печать находилась на неле-
гальном положении.
После первой русской революции в Уфимской губернии было органи-
зовано издание на языке тюрки. Значительное место среди продукции ти-
пографий «Восточная печать» («Шарык») и «Жизнь» («Тормыш») занима-
ли произведения художественной литературы и фольклора, учебники и
хрестоматии для новометодных школ, переводы русской художественной
литературы и народных сказок, а также сочинения по истории, философии,
этнографии тюркских народов. До революции 1917 г. в губернии было из- 45
дано 260 книг на языке тюрки общим тиражом 72131 экз. По количеству
изданий и их общему тиражу они уступали почти в три раза изданиям
оренбургских типографий, где восточное книгопечатание получило срав-
нительно большее развитие. Издательства «Калям», «Нур», «Акча», «Ир-
шад» сыграли значительную роль в издании произведений башкирского
фольклора, памятников истории, литературы башкирского народа. Появле-
ние книгопечатания на языке тюрки привело к более широкому распро-
странению книги среди татарского и башкирского читателя, способствова-
ло развитию просвещения края.
В годы первой русской революции местные партийные организации
наладили выпуск своих печатных изданий. С 1 июля 1909 г. неофициальная
часть «Уфимских губернских ведомостей» выделилась в самостоятельную
проправительственную газету «Уфимский край». 18 декабря 1905 г. кадеты
Уфы организовали выпуск «Уфимского вестника», с 9 апреля 1915 г. кон-
ституционно-демократическая партия – «Уфимскую жизнь». В подпольных
типографиях печатались «Уфимский листок», «Уфимский рабочий», «Сол-
датская» и «Крестьянская» газеты. С легализацией после февраля 1917 г.
революционных партий возникла их печать: «Вперед», эсеровская «Земля и
воля». Революционно-демократические организации – советские, народные
комитеты стремились осуществить выпуск своих изданий. Партийные га-
зеты выпускались и в уездных центрах: Златоусте, Стерлитамаке, Бирске,
Мензелинске, Белебее.
На татарском языке в начале ХХ века в губернии издавалось: 2 – еже-
дневные газеты («Мусульманский мир» и «Жизнь») и 7 ежедневных раз-
личного политического направления.
Деятельность различных общественных организаций также отража-
лась в изданиях журнального типа. Уфимское семейно-педагогическое об-
щество печатало иллюстрированный журнал «Вестник семьи и школы»,
Уфимский учительский институт – «Педагогический журнал», правление
Оренбургского учебного округа – «Вестник». Из детских журналов извес-
тен журнал «Мозаика» Уфимской мужской гимназии. После февраля 1917
г. к имеющимся журналам прибавились «Известия союза учителей», юмо-
ристическая «Пчела» союза беженцев, «Уфимский копператор» союза по-
требительских кооперативов и др. Оренбургское магометанское духовное
собрание выпускало на татарском языке «Известия» и «Новые известия».
Из православных изданий наряду с «Епархиальными ведомостя-
ми»печатались журналы «Сеятель» священника Хохлова, «Заволжский ле-
тописец» Восточно-русского просветительского общества.
В начале ХХ века Уфимское губернское земство выступало основным
издателем. Его издательская деятельность носила планомерный и неком-
мерческий характер. Различные отделы Уфимского земства выпускали и 46
бесплатно раздавали научно-популярные брошюры по проблемам медици-
ны, экономики, агрономии, ветеринарии. Эти книги выходили не только на
русском, но и татарском, башкирском, чувашском и марийском языках. В
мае 1913 г. Уфимское земство созвало совещание представителей земств
России о совместном издании учебников. Оно выработало программу и
практические способы реализации этой важной задачи, но, к сожалению,
эта программа не воплотилась в жизнь.
Издательское дело в губернии испытывало трудности, связанные с
недостатком финансов и литературных сил, низким уровнем образования
большей части населения. Но оно играло возрастающую роль в экономике,
и особенно в общественно-политической и культурной жизни, способство-
вало росту грамотности населения и развитию общественного сознания,
науки и образования края. Процесс становления издательского дела отли-
чался динамизмом и шел по нарастающей вплоть до политических потря-
сений и революции.
Литература и искусство. Динамизм общественно-политического
развития, рост национального самосознания народа, подъём грамотности,
просвещения, расширение издательского дела способствовали значитель-
ному оживлению литературной жизни края.
Башкирская литература в начале ХХ века развивалась преимущест-
венно в русле просветительского реализма. Р.Фахретдинов, З.Хади,
М.Гафури затрагивали в своих произведениях общечеловеческие мораль-
но-этические проблемы, задумывались о необходимости совершенствова-
ния общественного строя, гармонизации человеческих отношений, отстаи-
вали необходимость приобщения народа к европейским нормам жизни, к
светскому знанию. Продолжая лучшие традиции башкирской поэзии,
Ш.Аминев, Ф.Туйкин, С.Якшигулов воспевали в стихах любовь к родной
земле, к своим истокам.
Усилился интерес писателей и учёных к изучению и распространению
устного народного творчества, в обществе зрело понимание непреходящей
ценности народной культуры. Известным собирателем башкирского
фольклора был М. Бурангулов. Нелёгкая жизнь жителей Башкирии той по-
ры нашла отражение в творчестве видного русского писателя Н. Краше-
нинникова.
Ярким и самобытным было изобразительное искусство в крае. Широ-
кое распространение получили резьба по дереву, тиснение по коже, юве-
лирное мастерство, вышивка, ковроделие и другие направления декоратив-
но-прикладного искусства.
Первая изостудия в Уфе открылась в начале 1910-х гг. Её возглавлял
художник Н. Протопопов. В 1913 г. в Уфе была основана первая художест-
венная организация «Общество любителей живописи», переименованная в 47
1916 г. в «Уфимский художественный кружок». Сюда входили такие из-
вестные художники, как А. Тюлькин, Ю. Блюменталь, А. Лежнев, К. Дав-
леткильдеев и другие. Организатором кружка была М. Елгаштина.
В 1913 г. было положено начало созданию коллекции Художественно-
го музея. Уроженец Уфы, известный русский художник М.В.Нестеров по-
дарил родному городу 102 картины из своего собрания. 72 полотна при-
надлежали кистям русских художников второй половины ХIХ – начала ХХ
вв. 30 работ были написаны самим Нестеровым. Музей открыл двери для
своих посетителей в январе 1920 г.
Видную роль в художественной жизни Уфы играл художник Д. Бур-
люк, проживавший с 1915 по 1918 гг. в Башкирии и написавший здесь око-
ло 200 живописных работ.
В начале ХХ века на территории Уфимской и Оренбургской губерний
не было собственных театров, однако в крае довольно часто выступали
приезжие театральные и музыкальные труппы. Рост самосознания народов
Башкирии способствовал формированию национальных театров. В апреле
1906 г. видный театральный деятель И. Кудашев-Ашкадарский впервые в
Уфе поставил спектакль на башкирском языке «Свет и тьма» по пьесе
А.Н.Островского «В чужом пиру похмелье». В мае 1907 г. в Оренбурге бы-
ла организована первая профессиональная труппа из начинающих башкир-
ских и татарских артистов под руководством того же И. Кудашева-
Ашкадарского. Впоследствии появился ещё ряд заметных театральных
трупп – «Сайяр», «Нур», «Ширкат». Расширялась сеть русских театров и
любительских драматических кружков.
Кинематограф также постепенно проникал в культуру и быт народов
края. До октябрьских событий 1917 г. в Уфимской губернии действовало 10
киноустановок.
Определённые шаги были сделаны и в развитии музыкальной культу-
ры Башкирии. Ещё в 1886 г. в Уфе было организовано Общество любите-
лей пения, музыки и драматического искусства. Современники неодно-
кратно отмечали интерес и любовь жителей города к музыке. Именно здесь
в начале 1890-х гг. дебютировал будущий знаменитый оперный певец
Ф.И.Шаляпин.
В конце ХIХ – начале ХХ вв. у башкир зародилась первоначальная
форма коллективного исполнительства – унисонное хоровое пение. Народ-
ный поэт Башкирии Сайфи Кудаш в своих воспоминаниях отмечал, что «в
деревенских школах в ту пору вошло в практику хоровое пение стихов Ту-
кая и Гафури». До революции исследователи С. Рыбаков и М. Султанов за-
нимались сбором и систематизацией башкирской народной музыки. Созда-
вались различные самодеятельные музыкальные коллективы. Летом 1916 г.
уфимскими хорами под управлением московского дирижёра А. Петручика 48
был дан концерт в пользу раненых воинов. Им же спустя три года был соз-
дан первый в Башкирии профессиональный хор при Политотделе Уфим-
ского Губвоенкомата.
На рубеже XIX–XX вв. на территории Башкирии наблюдался подъём
строительного дела. Характерной особенностью архитектуры края было
стилевое многообразие. Любопытным и интересным памятником граждан-
ской архитектуры в Уфе, выполненным в стиле модерн, являлся дом П.
Костерина. В этом же стиле с элементами эклектики были построены и та-
кие известные уфимские особняки, как дом Е. Поносовой-Молло (инже-
нер-архитектор К. Гуськов), М. Лаптева (архитектор Л. Щербачёв). К па-
мятникам неорусского стиля можно отнести Аксаковский народный дом
(1908–1920-е гг., архитектор П. Рудавский). Традиции древнерусского и ви-
зантийского зодчества прослеживаются в ряде величественных церквей, в
частности, Александровской в Уфе (1886–1889) и Михаило-Архангельской
в Белебее (1900). Элементы романтизма, а также азиатские стилевые моти-
вы воплотились в памятниках мусульманского культового зодчества, Чет-
вёртой (1906 г.) и Пятой (1906–1909) соборных мечетях Уфы.
Таким образом, сдвиги в социально-экономическом и политическом
развитии России и рассматриваемого региона способствовали заметному
подъёму культурной жизни края. Самобытные культурные традиции пред-
шествующих эпох пополнялись и обогащались новыми направлениями,
смелыми, а подчас необычными творческими поисками.