Механизм возникновения стресса у сотрудников УИС.
Профессиональная группа сотрудников УИС относится к тем профессиональным группам, для которых характерно наличие постоянно действующих стрессогенных факторов, что повышает риск возникновения таких явлений как хронический стресс, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, суицидальное поведение.
Слово стресс понимается по-разному: многие используют этот термин для обозначения всех факторов, которые требуют от нас приспособительных реакций, что не всегда точно. Создатель теории стресса Ганс Селье так определил это понятие: «На воздействия разного рода – холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким общим однотипным процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью данного процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней». Ключевой момент в этом определении – реакция организма, которая включает сотни измеряемых физиологических изменений, которые Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), то есть речь идет не только о явлениях психических, но и телесных, физиологических. Поэтому, если наши адаптационные реакции не затрагивают физиологического уровня человека, мы не вправе говорить о стрессе в точном понимании этого слова. Данное положение очень значимо для понимания механизмов и действий, противостоящих негативным стрессовыми явлениям.
Стрессовый фактор, или стрессор, - это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Кроме названных Селье стрессоров, одним из наиболее мощных являются изменения, даже положительные, поскольку они заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Действие стрессов накапливается и суммируется; чем их больше в нашей жизни в данный момент, тем выше будет уровень нашего стресса. И в этом смысле профессиональная деятельность сотрудников силовых систем, в частности сотрудников УИС, подразумевает неограниченное число стрессоров, поскольку помимо того, что сама специфика работы не предполагает большого количества положительных эмоций, зачастую напряженный и непредсказуемый ритм работы ставит под угрозу благополучие в личной жизни человека, тем самым лишая его необходимой поддержки.
Если говорить о специфике причин возникновения стрессов у сотрудников УИС, то стоит более подробно рассмотреть механизмы возникновения стресса. Как правило, выделяются два типа условий, которые с высокой степенью вероятности приводят к стрессу, другим формам психической дезадаптации и являются основой для формирования хронических стрессовых состояний и предсуицидального состояния:
- так называемые критические инциденты, которые несут реальную угрозу жизни, здоровью, системе ценностей, чреваты массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями (острое стрессовое расстройство, посттравматический синдром).
- ситуации хронического профессионального стресса, связанные с повседневной напряженной деятельностью;
Рассматривая стресс, как адаптационную реакцию, специалисты разделяют общий адаптационный синдром на три стадии: мобилизации, связанную с тревогой; сопротивления и истощения.
Стадия мобилизации. В ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция готовит организм к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам, увеличивается сахар в крови и др. У различных людей может быть разная реакция на стресс. Из истории известно, что Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме выделяется адреналин - это вызывает сужение сосудов и бледность; при реакции гнева – норадреналин, сосуды расширяются и человек краснеет. В ситуации опасности эта реакция может быть очень полезной.
Когда непосредственная опасность минует, организм переходит в стадию сопротивления. Стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период человек обладает повышенно и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессора.
Но если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, когда сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии, создает такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. Г. Селье подчеркивал, что любой стрессор способен истощить сопротивление ко всем остальным. Таким образом, люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка психического и физического здоровья.
Сильный стресс сигнализирует о себе определенными ощущениями, но не каждый умеет понимать эти предупреждения и связывать их с необходимостью что-то изменить в жизни. Если обнаруживается один или несколько признаков сильного стресса, сотруднику следует позаботиться о себе В противном случае возможно серьезные нарушения физического и психического здоровья, такие как: трудно думать и принимать решения, нервозность, смутная тревога, плаксивость, быстрая утомляемость, тоска, раздражительность, чувство беспомощности, чувство безнадежности, трудно сидеть спокойно или расслабиться, зуд или сыпь на коже, головные боли, бессонница, сонливость, ощущение слабости или головокружения, усиленное употребление алкоголя или табака, потеря аппетита, чрезмерный аппетит, проблемы с пищеварением (несварение, понос, или отрыжка), нарушения менструального цикла, потеря сексуального интереса, пугливость, сердцебиение, сухость во рту, нервные тики или подергивания, дрожь, скрежетание зубами, холодный пот, боль в спине, боль в груди, гипервентиляция (частое дыхание).
Как уже отмечалось, причины стресса могут быть связаны с трудовой деятельностью, семейными отношениями, причинами стресса могут быть грубость и несдержанность окружающих, отсутствие необходимой информации или ее избыток, усложнение профессиональной деятельности и повседневной жизни, неуверенность в своих силах и многое другое. Управление стрессом – одна из важных проблем в жизни каждого человека. Многие воспринимают управление стрессом как борьбу, но учитывая и положительное значение стресса, правильнее бороться не с ним, а с его отрицательными последствиями.
Необходимо также учитывать, что люди реагируют на стресс по разному: для одних это потрясение, надолго выбивающее их из привычного ритма жизни и деятельности, снижающее работоспособность, приводящее к ошибкам; для других – побудительный фактор, позволяющий мобилизоваться на выполнение самой срочной и сложной работы и выполнение ее с высоким качеством, для них жизнь без стресса скучная и пресная. Можно говорить и об определенной адреналиновой зависимости, и это не только экстремальные виды спорта, но и экстремальные виды трудовой деятельности. У каждого человека свое индивидуальное восприятие стрессоров, поэтому не следует бояться стрессов, уметь не только жить с ними «дружно», но и опираться на стресс в решении важных проблем, на повышение чувства личного достоинства и самоуважения.
Таким образом, перед сотрудниками УИС стоит достаточно сложная задача, которая включает в себя, во-первых, оценку личности сотрудника, во-вторых, постоянный мониторинг эмоционального состояния сотрудников, в особенности тех сотрудников в опыте которых есть острые, травмирующие эмоциональные переживания, и, в-третьих, работа по профилактике хронического стресса. Широко распространено мнение о том, что основным направлением такой работы являются сеансы психологической релаксации и обучение основам аутотренинга. Но при всей своей несомненной важности эти мероприятия недостаточны. К этой проблеме следует подходить комплексно, для того, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого сотрудника. Как каждый человек обладает индивидуальным характером, так же каждый облает индивидуальным и неповторимым ритмом стресса. И для того, чтобы провести коррекцию и профилактику стрессового состояния следует на первом этапе провести диагностику особенностей реакции на стресс.
У каждой личности свои системы психологической поддержки и компенсации. Это ресурсы для сопротивления, которые помогают личности в период стресса. Но, несмотря на индивидуальные различия, можно вывести общие для всех способы компенсировать напряжение. Это регулярные физические упражнения, достаточный для восстановления сон, хорошее питание, витамины и медитация.
На основе всего изложенного выше можно предположить, что программа коррекции стрессового состояния среди сотрудников УИС, должен затрагивать такие стороны как:
– Установление причин хронического стресса;
– Расширение круга внешних и внутренних ресурсов;
– Осознание негативных, травмирующих переживаний, связанных с профессиональной деятельностью и их нейтрализация, направленное отреагирование;
– Возвращение доверия и интереса к окружающим людям;
– Диссоциация телесных ощущений и психологических переживаний.
1.4. Понятие и механизмы «выгорания» .
Сам термин “выгорание” возник в разговорной речи среди сотрудников “помогающих профессий” как описывающий состояние эмоционального истощения. Первым этот термин ввел в психологическую литературу Фрейденберг (Freudenberger) в 1974 году в своей статье, посвященной сотрудникам так называемых “свободных клиник”[6] Фрейденберг использовал этот термин для обозначения наблюдаемого им состояния физического и эмоционального истощения, которое возникало у сотрудников в результате их деятельности[7]. Эффекты переживаемых сотрудниками состояний мешали им выполнять свои обязанности. В последнее время термин “выгорание” обозначает сложный феномен “изнашивания”, возникающий в результате стрессов от напряженного интенсивного взаимодействия с людьми в рабочей ситуации.[8]
В конце 1970-ых, начале 1980-ых, Гарри Черниз[9] начал свои исследования феномена “выгорания”, которые были посвящены оценке влияния уровня рабочей нагрузки и “ценностного конфликта”. С точки зрения этого подхода, “выгорание” было результатом неявных противоречий в ролевой позиции профессионала[10]. Основой этих противоречий является расхождение между ожиданиями и реальностью деятельности. С точки зрения М. Лейтера нереалистические ожидания от того, что значит быть профессионалом, развиваются в процессе профессиональной социализации и в процессе обучения. Речь идет о том, что все люди, с которыми взаимодействуют будущие сотрудники, формируют эти ожидания. Эта “профессиональная мифология” сталкивается с ежедневными требованиями работы. Новички ожидают, что их профессиональная деятельность постепенно будет подтверждать их компетентность. Они предполагают, что их навыки будут совершенствоваться автономно (автономно от других профессионалов), и что результаты их работы позволят им занять достойное место среди профессионалов, установить значимые коллегиальные связи[11].
Как указывают К. Черниз, Р. Голембевский и К. Маслач, эти ожидания нереалистичны. Сама природа работы с множеством проблем разрушает иллюзию компетентности. В то же время, правила взаимодействия внутри организации существенно ограничивают их профессиональную автономию. Учитывая специфику деятельности сотрудников, новички вязнут в конфликте между их предположениями о профессиональном предназначении и реальностями трудовой деятельности. Эти противоречия являются результатом конфликтов между его самоконтролем и контролем со стороны организации.[12]
К. Черниз рассматривал феномен “выгорания” как особенность “помогающих профессий”. Опыт “выгорания” указывает, что неудачное разрешение конфликтов (как описано выше) может привести к значительным личностным (психологическим) потерям. По мнению В. Мелендеза и Р. Гузмана опыт профессиональной деятельности, который подрывает (ослабляет) чувство собственной компетентности, также подрывает чувство собственного достоинства.[13] Среди специалистов обсуждается тезис о том, что и культурный контекст работы с людьми и профессиональное становление (социализация) поощряют нереалистичные ожидания[14]. В результате проведенных исследований С. Сарасон, В. Сависки и Е. Кулли делают вывод о том, что успешность карьеры становится самым важным критерием, которым сотрудники пользуются для оценки себя.[15] Этот вывод является чрезвычайно важным и для сотрудников УИС в России.
«Выгорание» - результат неустановленных хронических стрессовых воздействий, это - истощение, то есть точка, в которой личность больше не может справляться с постоянными требованиями производственных ситуаций. Кристина Маслач принимает это описание «истощения» и расширяет его тремя ключевыми симптомами (компонентами), которые и составляют, с ее точки зрения, синдром «выгорания»[16].
Определение К. Маслач предлагает три компонента. Первый компонент – деперсонализация - развивает негативное отношение к реакциям тех, с кем осуществляется работа, в нашем случае, это – осужденные и коллеги по службе. Формируется позиция отношения к ним (осужденным) как к объектам, и, одновременно, демонстрируется эмоциональная холодность и циничная позиция, как бы “требуемая” для "профессионального расстояния".
Второй компонент “выгорания” - минимизация (приуменьшение, занижение) личных достижений, которое характеризуется чувствами самодевальвации, безрезультатности и желанием “все бросить”. Такие сотрудники имеют чувство недостаточности относительно их способностей по отношению к исправлению осужденных, и это может приводить к самоприговору о несостоятельности".
Третий компонент “выгорания” – эмоциональное истощение. Эмоциональное истощение является результатом постоянных психологических нагрузок, возникающих в ходе интенсивных и напряженных контактов с клиентами. По мнению К. Миллера, Д. Стифа и Б. Эллиса сотрудники чувствуют свою “изношенность”, истощение, утомление, и общую несостоятельность[17]
“Выгорание” не является результатом только действий организации или особенностей личности, речь идет о взаимодействии множества факторов. Однако, если “выгорание” появилось в коллективе, то это очень “заразно”.[18] Профилактика “выгорания” в этом смысле более эффективна, чем уже помощь при нем.
В американской психологической литературе имеется множество работ, посвященных рассмотрению различных аспектов синдрома “выгорания”. Много исследований посвящены определению понятия “выгорание”[19] Также имеется множество исследований, посвященных методам “управления выгоранием”. Например, М. Медейрос и Дж. Протаска описали шесть стратегий работы с “выгоранием”, с помощью которых снижается уровень стрессовых переживаний у врачей, что в свою очередь, привело к уменьшению уровня “выгорания”[20]. Другой метод “управления выгоранием” описан Дж. Коески, Р. Коески и Дж. Кирка[21]. Этот метод состоит в оценке эффективности существующих стратегий помощи и изменения неэффективных стратегий. Этот метод в первую очередь может быть использован руководством организации. Психологи и наставники, в рамках данной концепции, поощрялись к изучению методов саморегуляции и самопомощи, которые используются самими сотрудниками, с целью стимулирования использования наиболее полезных.
В литературе выделяется значение продолжения сотрудником образования, особенно в формах, организованных внутри коллектива, развивающих профессиональные навыки, а также проговаривающие симптомы “выгорания” (информирование).
Р. Ли и Б. Ашфорт[22] провели анализ корреляций между рабочими стрессорами, наличием психологической поддержки, возможностями служебного роста, поведенческими характеристиками, отношением с коллегами и симптомами “выгорания”. Основой для понимания всевозможных корреляций с “выгоранием” стала теория концентрации стресса Хобфола (Hobfoll). В теории утверждается, что “выгорание” как явление встречается более часто и явно в ситуациях, когда личностные ресурсы не востребованы, и потребности не удовлетворены. В результате анализа было высказано предположение, что сотрудники меньше осознают свои и организационные[23] ресурсы, чем требования обращенные к ним. Р. Ли и Б. Ашфорт[24] также обнаружили высокую корреляцию между опросником оценки выгорания К. Маслач (Maslach), субшкалами этого опросника “уровнем эмоционального истощения” и “уровнем деперсонализации” с ситуацией в организации.
Одно из наиболее важных последствий “выгорания”- ослабление личностных защит[25]. Организуя деятельность по анализу ситуации с «выгоранием» в коллективе, по профилактике этого явления, можно значительно ослабить его воздействие на личность и на организацию в целом. Кроме того, в результате этой деятельности, сотрудники, которые остро нуждаются в помощи, в связи с тем, что переживают кризис, могут эту помощь получить, почувствовать на себе заботу.
Разнообразные проявления фрустрационного поведения и переживания, обусловленные конфликтом, составляют психологическую сущность феномена «выгорания»[26]:
– психическая и физическая усталость,
– ощущение беспомощности и несостоятельности,
– нежелание идти на службу,
– раздражительность и агрессивность во время беседы с осужденными,
– стремление побыстрее ее завершить,
– ощущение малой значимости решаемых проблем,
– подмена продуктивной работы формальным подходом к проблемам осужденных,
– сомнения в эффективности своей работы,
– перенос отрицательных эмоций на окружающих,
– стремление уйти и реализовать себя в иной области.
По мнению К. Черниза некоторые признаки и симптомы “выгорания” могут включать:
– снижение чувства юмора,
– увеличение соматических жалоб,
– социальное отчуждение,
– снижение качества работы,
– эмоциональные изменения,
– негативное отношение к себе,
– чувства безнадежности и беспомощности,
– разочарования,
– отрицательное отношение к работе, другим и жизни в общем[27].
Было обнаружено, что количество времени непосредственного контакта с клиентами (осужденными) положительно коррелирует с эмоциональным истощением. Истощение также связано с уменьшением профессиональной вовлеченности и усилением желания оставить работу. Имеются многочисленные исследования, которые подтверждают положительную корреляцию между интенсивностью (напряженностью) контакта с клиентами и “выгоранием”[28].
“Выгорание”- это не просто стресс. «Выгорание», по мнению Дж. Коески, Р. Коески и Дж. Кирка, встречается тогда, когда стресс становится неустановленным, и личность не имеет никаких систем поддержки или защит, чтобы ослабить это никогда не прекращающееся давление[29]
Системы психологической поддержки и компенсации для каждого сотрудника разные. Компенсации - это ресурсы для сопротивления, которые помогают личности в стрессе.
Общими для всех компенсациями являются регулярные физические упражнения, достаточный для восстановления сон, хорошее питание и медитации. Системы психологической поддержки могут быть созданы непосредственно на рабочем месте (например: открытый и понимающий коллега) или, в целом, в рабочем коллективе. Речь идет о поддержке в виде психологической группы, которая призвана прорабатывать стрессовые воздействия на сотрудников.
Одним из методов профессиональной психологической поддержки, с точки зрения Дж. Глейсона является продолжение образование.[30] В процессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов, у личности появляется возможность обсуждать с другими многочисленные профессиональные проблемы, в том числе проблемы стрессовых и фрустрирующих воздействий. Вне зависимости от того продолжают сотрудники УИС образование или нет, необходима система психологической поддержки непосредственно в коллективе.
Существуют несколько классификаций стадий или этапов “выгорания”. Дж. Эделвич и А. Броски выделяют четыре этапа.[31]
Первый этап – “идеалистический энтузиазм”. Личности приходят на службу, чтобы строить свою жизнь, а не зарабатывать деньги. Движущей силой является желание быть полезным другим, осуществить миссию по исправлению осужденных. Сотрудники начинает свою деятельность с высоких надежд и нереалистичных ожиданий. Если такой идеализм не уточняется профессиональным инструктированием и образованием, которые могут точно определить содержание работы и характеристики приемлемого результата, сотрудник неизбежно войдет в следующий этап, этап застоя (стагнации).
Застой (стагнация) - процесс своеобразной остановки после первых разочарований. Начинающиеся расстройства являются частью стагнации (застоя), и представляют собой чувство дискомфорта от собственных больших ожиданий. Вначале ожидания от своей деятельности как “сверхчеловека” уменьшаются до обычного человеческого масштаба, затем начинает замечаться то, что ранее казалось незначительным: низкая заработная плата, слишком продолжительный рабочий день, большие эмоциональные нагрузки.
Расстройства, которые начинаются в этой точке не достаточны, чтобы ставить вопрос работать или нет, однако их достаточно, чтобы ставить вопрос о том, стоит ли заниматься только работой, полностью посвящая себя ей. Застой (стагнация) часто начинается с открытия, что все не так просто как первоначально представлялось, не говоря уже об оценке результативности работы. Можно говорить скорее о незначительном продолжительном раздражении. Это только начало, потому что чувство разочарования не возникает внезапно. Первоначально на этом этапе испытывается не активное недовольство, а скорее своего рода замешательство, которое может быть охарактеризовано вопросом: почему реальная деятельность (моя работа) не совсем то, чем она “должна быть”. Если внутренние и внешние ресурсы не активизированы на этом этапе, то личность входит в следующий этап “выгорания” - фрустрацию.
Фрустрация – это уже “сигнальная лампочка”, что у сотрудника неприятности, он в беде. На этапе фрустрации сотрудники, которые призваны “давать другим то, в чем они нуждаются”, обнаруживают, что они сами не получают того, в чем нуждаются. Сотрудники начинают подвергать сомнению эффективность, значение своей деятельности, возможности исправления осужденных перед лицом этих “сверх препятствий”.
С точки зрения управленческой деятельности нужно помнить, что эффект выгорания может быть очень заразен (инфекционен), и расстройство одного сотрудника может вызвать эффект домино, влияние на других. Если проблема не решается, то личность вступает в заключительный этап “выгорания”- апатию.
Апатия является типичным и очень естественным механизмом защиты против фрустрации. Апатия – это и есть «выгорание». Это состояние, когда личность хронически фрустрирована работой, однако нуждается в работе, чтобы выжить. Апатия формирует отношение, что “работа это работа, это просто работа”. Это означает стремление работать лишь минимум, только требуемое время (в противоположность желанию работать сверхурочно, которое с удовольствием воспринималось на первом этапе) и стремление избегания контактов с осужденными (избегание работы всякий раз, когда это возможно).
С точки зрения Б. Гиллилэнда и Р. Джеймса, это хроническое безразличие к ситуации и нежелание проявлять какие-либо действия, связанные с профессиональной деятельностью. Сотрудник иммобилизирован и находится в состоянии разсбалансированности[32].
Чтобы понимать и, в конечном счете, предотвращать ««выгорание»» необходимо понять причины, вызывающие его. И первым вопросом здесь мог бы быть вопрос о причинах профессионального стресса. Общепринятая точка зрения в качестве причины указывает на ситуацию, когда требования окружения превышают ресурсы индивидуума. К. Черниз указывает, что всякий раз, когда индивидуум сталкивается с требованием, мобилизуются все его ресурсы (физические, экономические, социальные), чтобы соответствовать ему. Когда требования к личности и личностные ресурсы относительно сбалансированы, стресс минимален. Однако, когда баланс нарушен, потому что требования со стороны (спрос начальства) возрастают, или ресурсы истощаются, стресс развивается. Уровень стресса воспринимается индивидуумом в зависимости от воспринятой личностью неспособностью выполнить требования.[33] Наиболее серьезным последствием является дальнейшее развитие стресса. Стресс ведет к деформации, которая в свою очередь формирует защитные стратегии личности.
По мнению Б. Шауфели, К. Маслач и Т. Марека, одним из наиболее важных требований к сотрудникам является требование эффективности и компетентности. Сотрудники строго мотивируются на достижение чувства эффективности и психологического успеха в их работе. Но подобные усилия сотрудников осложняются особенностями деятельности, которая характеризуется непредсказуемостью и невозможностью обеспечения достаточного личностного контроля над ней.
Когда сотрудник хронически чувствует неэффективность, неуспешность и бессилие, осознанная беспомощность выступает вероятным результатом[34]. Эта осознанная беспомощность ведет к пассивной обороне, ассоциирующейся с “выгоранием” (речь идет об эмоциональном отчуждении, обвинении осужденных в отсутствия прогресса исправления, об апатии и цинизме).
Таким образом, как указывают К. Миллер, Дж. Стиф и Б. Эллис, любой фактор, который ведет к отсутствию баланса между требованиями и личностными ресурсами, может быть источником выгорания [35].
Как указывают многие исследователи, в том числе Дж. Флейсчер,
А. Висли, Е. Гринглас, Р. Пьедмонт, В. Поувел, Р. Росс, Е. Алтмайер и Д. Рассел, люди различаются по уровню устойчивости к стрессу и «выгоранию». Исследование стресса и технологий помощи при стрессе показывают, что некоторые индивидуальные психологические особенности, наличие целей профессионального роста, карьеры, а также предыдущий опыт могут влиять на чувствительность к стрессу[36]. Некоторые индивидуальные психологические особенности, которые повышают чувствительность к “выгоранию” включают в себя:
– плавующую враждебность,
– чувство конкуренции,
– склонность к депрессии,
– недостаток выносливости.
Эти характеристики личности также связаны с уменьшением числа социальных взаимодействий. Количество стрессовых воздействий, связанных с условиями труда, рабочим окружением и наличие поддержки коллектива и руководства в стрессе также играют важную роль. Когда поддержка коллектива и руководства недоступна, вероятность “выгорания” возрастает. С. Нейди и Л. Дэвис указывают, что доступ к адекватной поддержке коллектива и руководства является регулятором замедления выгорания[37]
В дополнение к исследованию личностных характеристик, связанных с “выгоранием”, которые описаны в работах М. Карнера и М. Калтабиано[38], М. Джонсона и Дж. Стоун[39], Р. Пьедмонт[40], существует большое число исследований, посвященных влиянию на процесс «выгорания» самой структуры деятельности и организации работы в целом. Имеется в виду работы Р. Голембиевски, Р. Манзенридера и Дж. Стефенсона[41], Дж. Эделвича[42], М. Лейтера[43], В. Сависки и Е. Кулли[44], В. Шауфели, К. Маслач и Т. Марека[45]. Структура предполагает фактор степени (насколько выражена) и типа управленческой поддержки, должностные обязанности (ясное определение того, что необходимо делать), и опыт работы. Например, в организациях, где не существует правил участия сотрудников в принятии решений, они (сотрудники) сообщили о более высоких уровнях “выгорания”. Участие сотрудников в процессе принятия решений было исследовано в работе П. Спектора.[46] Он обнаружил, что чем выше восприятие сотрудниками системы поддержки со стороны коллектива и руководства, тем выше уровень их удовлетворения от работы.
Удовлетворенность от работы – это отношение сотрудника, положительное или отрицательное, к своей работе. Это - оценочное суждение, которое складывается исходя из личного эмоционального опыта работы. Удовлетворенность от работы выше у людей, которые чувствуют баланс в их отношениях с организацией. Этот баланс представляет из себя ожидания индивидуума о том, что организация и личность обязаны друг другу, что могут дать друг другу, то есть своеобразный взаимный обмен. В исследованиях Дж. Мурхеда и Р. Гриффина[47] указывается, что сотрудник, удовлетворенный работой, меньше отсутствует по различным причинам, стремиться на работу.
Другой подход отражает, насколько сотрудник идентифицирует себя с организацией, чувствует себя частью организации. Когда сотрудник имеет высокий уровень идентификации с организацией, он склонен игнорировать незначительные источники неудовлетворенности во взаимоотношениях с компанией.
Согласно исследованию Дж. Пфиферлинг и Ф. Эскель[48] существует ряд условий организации работы, которые несут высокий риск «выгорания». Наличие трех или более из этих условий квалифицирует организацию как склонную к «выгоранию». Речь идет о:
– непрерывно высоких уровнях напряжений (стресса);
– о загруженности иерархическими взаимодействиями в коллективе;
– об ожиданиях дополнительных усилий от сотрудника с минимальным вознаграждением за это;
– об отсутствии заботы о моральных нормах;
– о монотонности работы;
– ригидности функциональных обязанностей для сотрудников;
– недостаточном участии сотрудников в процессе принятии решений.
Внимательно анализируя описанные выше условия, можно предположить, что учреждения УИС изначально можно охарактеризовать как организации «склонные к выгоранию».
Организационные условия могут влиять на чувство причастности индивидуума к организации. Чувство эмоциональной причастности к организации, как показывали исследования Р.Эйзенбергера и других[49], непосредственно влияет на производительность труда. Организационное окружение может интерпретироваться служащим или как благосклонное или неблагосклонное. Если бы служащий воспринимал организационные условия как благоприятные, то вероятнее всего, что достижение хороших результатов в работе было бы более значимо для него. Эти положительные убеждения в дальнейшем привели бы к чувству причастности к организации. Имеется несколько путей формирования благоприятного образа организации.
Один из них заключается в обеспечении доступа сотрудников к непрерывному образованию через самообразование, организацию семинаров, симпозиумов и т.п. Обеспечивая образование через привлечение своих же сотрудников в качестве преподавателей или через финансирование, которое обеспечит возможность продолжения образования на стороне, организация непосредственно влияет на уровень восприятия поддержки коллектива и руководства. Положительный образ организации возникает и в тех случаях, когда сотрудники чувствуют, что их деятельность положительно и адекватно оценивается, когда они чувствуют заботу руководства об уровне их благосостояния. Если меры, предпринимаемые руководством, обеспечивают повышение уровня компетентности служащих, то в свою очередь это приводит к увеличению чувства собственного достоинства и значимости их работы.
Таким образом, с точки зрения этого подхода продолжение сотрудником образования развивает у него чувство собственного достоинства. Это, в свою очередь, уменьшит риск «выгорания».