Глава 1: Выгорание и стресс.

 

Проблема стресса по своей сути является проблемой комплексной. Для того, чтобы определить механизм возникновения и действия стресса следует обратиться и к физиологии, и к психологии, и к социологии и к медицине. Актуальность данной проблематики не убывает со временем. Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни приводит к постоянному стрессу, что сказываются на психологическом и физическом здоровье человека. И первым признаком негативного воздействия стресса становится нарушение эмоционального благополучия.

1.1. Категория эмоционального благополучия как показатель уровня стресса.Психологическое, эмоциональное благополучие является одним из важных компонентов благополучия личности.

К. Байер и Л. Шейнберг выделяют следующие признаки эмоционального благополучия[4]:

1. Положительная самооценка и уважение к себе. Эмоционально здоровые люди к себе относятся хорошо, они адекватно воспринимают трудности жизни, имеют развитое чувство личного достоинства, добиваются успеха и не переживают, если кто-то добился большего;

2. Психосоциальное развитие, соответствующее возрасту. При переходе в течение жизни из одной возрастной группы в другую, люди сталкиваются с различными трудностями и от того, насколько успешно они будут преодолены, зависит благополучие человека;

3. Эффективные способы удовлетворения потребностей. Потребности человека разнообразны и осознаются им по мере взросления - человек должен отчетливо понимать, в чем он нуждается, непонимание или отрицание своих насущных потребностей делает человека несчастным, особенно важно это положение, когда человек осознает свою потребность, но он не предпринимает попыток реализовать ее из-за страха, неуверенности.

4. Умение переживать неудачи. В жизни человека всегда наступают моменты, когда его потребности оказываются неудовлетворенными, в этой ситуации человек должен найти способ справиться с разочарованием, это умение обычно развивается по мере взросления - зрелые люди понимают, что нельзя рассчитывать на исполнение всех своих желаний и концентрируют внимание на положительных моментах жизни, не стараются уйти в алкоголь, наркотики и др.;

5. Умение приспособиться к изменяющейся среде и способность адекватно реагировать на эти изменения, чувствовать себя достаточно защищенным;

6. Разумная степень независимости. Зрелый человек независим, но понимает ограниченность своей свободы и независимости, воспринимает это спокойно, при необходимости способен на оправданный риск и не боится потерь;

7. Чувство «хозяина» жизни, уверенность человека в том, что он сам в значительной степени управляет своей жизнью, но не стремится реализовать заведомо невыполнимые цели;

8. Умение эффективно справляться со стрессом.

9. Забота о других. Это один из важных признаков эмоционально благополучного человека, люди, чьи потребности не удовлетворены, не склонны проявлять заботу о других;

10. Отношения с другими людьми. Эмоционально здоровые люди любят других и верят им. Способность любить - прежде чем научиться любить других, человек должен научиться уважать и любить себя, принимать благосклонность, уважение и любовь окружающих;

11. Способность работать. Способность к эффективной работе – важный показатель эмоционального здоровья; невозможно сосредоточиться на важной проблеме, если человек поглощен своими трудностями и переживаниями; может снижать продуктивность труда и отсутствие уверенности и уважения к себе.

Понимание уровня и специфики своего собственного эмоционального благополучия, путей его повышения, как и эффективности эмоционально -психологического самосовершенствования во многом зависит от способности человека понять самого себя.

Современное общество, расширив возможности для самореализации человека, сделав его жизнь богаче и разнообразнее, породило среди других негативных явлений такие, как напряженный ритм жизни, нарастающую интенсификацию труда, стремительное нарастание информации, уменьшение двигательной активности. Все это приводит к постоянному нервному перенапряжению, длительному стрессовому воздействию, которые могут привести к серьезным нарушениям психической сферы деятельности человека, изменению работы его внутренних органов, серьезным заболеваниям. Это затрудняет жизнь человека, мешает его самореализации. Для того, чтобы уверено чувствовать себя в сложных жизненных ритмах современности, необходимо понимать сущность стрессовых состояний и знать методы борьбы с их негативными проявлениями.

1.2. Факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы[5].

Эмоциональное выгорание является способом психологической защиты от профессиональной деформации, выступает как ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС:

1. наделение сотрудников властными полномочиями;

2. психологические и психические перегрузки (например, неустойчивый график работы, длительное лишение сна, резкие колебание активности в течение рабочего времени, частые дежурства);

3. низкое материальное стимулирование к работе;

4. повышенная ответственность при выполнении своих служебных обязанностей;

5. экстремальность (например, риск, постоянное ожидание опасности, высокая эмоциональная насыщенность служебной деятельности при дефиците позитивных впечатлений);

6. интенсивное общение с объектом профессиональной деятельности (например, осужденные, которые придерживаются криминальных установок для обеспечения своих интересов, целенаправленно создают условия для негативного изменения в структуре личности сотрудника; употребление жаргонных выражений);

7. рост количества осужденных, в первую очередь имеющих различные психические отклонения, появившиеся вследствие возникновения алкогольной и наркотической зависимости;

8. невысокий интеллектуальный уровень развития осужденных (как правило, большинство имеют начальное образование или неполное среднее).

Факторы, связанные с особенностями личности сотрудников:

1. неуверенность в себе;

2. проявление агрессивности как при общении с осужденными, так и коллегами по работе, а так же в быту;

3. отсутствие стремления повышать уровень своего развития, кругозора;

4. завышенные личностные ожидания от службы (отсутствие перспектив продвижения по службе);

5. невысокая профессиональная подготовленность;

6. недостаточный жизненный опыт (принятие на службу молодых людей, не служивших в армии);

7. принятие сотрудником на себя ответственности большей, чем позволяет его профессиональное и личностное развитие;

8. низкий уровень самоконтроля и самокритичности;

9. появления разочарования профессией;

10. проявление конформности (например, подражание сотруднику, имеющему авторитет, вплоть до мелочей);

11. слабое развитие волевых качеств.

Факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник:

1. неадекватный стиль руководства коллективом;

2. напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками;

3. конфликты в семье;

4. низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия и неполноценности.

Факторы среды, вызывающие появление эмоционального выгорания:

Среда, в которой осуществляют деятельность сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеет свои специфические особенности, которые накладывают существенное деформирующее влияние на их личность.

Специфика заключается в следующих основных моментах:

· в высокой степени закрытости, по сравнению с другими гражданскими службами и учреждениями;

· в тесном контакте с криминогенной средой;

· в хронической стрессогенности профессиональной деятельности;

· в высоком уровне эмоциональной окрашенности общения (тесное взаимодействие с осужденными приводит к применению в общении с другими людьми «тюремного лексикона» и т.д.).

Работа в таких условиях может привести к появлению стойкой эмоциональной напряженности, стрессовым расстройствам.

Факторы, которые мешают возникновению профессионального выгорания у сотрудников УИС:

- стремление не останавливаться на достигнутом, повышение своего кругозора и общего уровня развития;

- широкий круг интересов и потребностей;

- хорошо развитая память;

- способность контролировать свои действия;

- адекватная самооценка;

- наличие иммунитета к психологическим воздействиям негативных факторов;

- стремление проявлять эмоциональную сдержанность;

- наличие бдительности во время выполнения служебных обязанностей;

- проявление требовательности в работе;

- проявление волевой устойчивости к негативным факторам;

- стремление отстаивать свою точку зрения;

- проявление настойчивости в сложных ситуациях;

- терпимость к недостаткам окружающих;

- соответствие работы интересам и желанию; внимательное отношение к другим людям, ощущение проявления заботы о нуждах сотрудников со стороны руководства;

- четкость в определении функциональных обязанностей;

- удовлетворенность режимом службы и другие.

Личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром «эмоционального выгорания»- ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание»- это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда данный синдром отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности люди испытывают нервно- психические и физические нагрузки, которые могут быть разной силы и интенсивности. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает «защищать себя», это проявляется в синдроме «эмоционального выгорания».

Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой.