Глава 1: Выгорание и стресс.
Проблема стресса по своей сути является проблемой комплексной. Для того, чтобы определить механизм возникновения и действия стресса следует обратиться и к физиологии, и к психологии, и к социологии и к медицине. Актуальность данной проблематики не убывает со временем. Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни приводит к постоянному стрессу, что сказываются на психологическом и физическом здоровье человека. И первым признаком негативного воздействия стресса становится нарушение эмоционального благополучия.
1.1. Категория эмоционального благополучия как показатель уровня стресса.Психологическое, эмоциональное благополучие является одним из важных компонентов благополучия личности.
К. Байер и Л. Шейнберг выделяют следующие признаки эмоционального благополучия[4]:
1. Положительная самооценка и уважение к себе. Эмоционально здоровые люди к себе относятся хорошо, они адекватно воспринимают трудности жизни, имеют развитое чувство личного достоинства, добиваются успеха и не переживают, если кто-то добился большего;
2. Психосоциальное развитие, соответствующее возрасту. При переходе в течение жизни из одной возрастной группы в другую, люди сталкиваются с различными трудностями и от того, насколько успешно они будут преодолены, зависит благополучие человека;
3. Эффективные способы удовлетворения потребностей. Потребности человека разнообразны и осознаются им по мере взросления - человек должен отчетливо понимать, в чем он нуждается, непонимание или отрицание своих насущных потребностей делает человека несчастным, особенно важно это положение, когда человек осознает свою потребность, но он не предпринимает попыток реализовать ее из-за страха, неуверенности.
4. Умение переживать неудачи. В жизни человека всегда наступают моменты, когда его потребности оказываются неудовлетворенными, в этой ситуации человек должен найти способ справиться с разочарованием, это умение обычно развивается по мере взросления - зрелые люди понимают, что нельзя рассчитывать на исполнение всех своих желаний и концентрируют внимание на положительных моментах жизни, не стараются уйти в алкоголь, наркотики и др.;
5. Умение приспособиться к изменяющейся среде и способность адекватно реагировать на эти изменения, чувствовать себя достаточно защищенным;
6. Разумная степень независимости. Зрелый человек независим, но понимает ограниченность своей свободы и независимости, воспринимает это спокойно, при необходимости способен на оправданный риск и не боится потерь;
7. Чувство «хозяина» жизни, уверенность человека в том, что он сам в значительной степени управляет своей жизнью, но не стремится реализовать заведомо невыполнимые цели;
8. Умение эффективно справляться со стрессом.
9. Забота о других. Это один из важных признаков эмоционально благополучного человека, люди, чьи потребности не удовлетворены, не склонны проявлять заботу о других;
10. Отношения с другими людьми. Эмоционально здоровые люди любят других и верят им. Способность любить - прежде чем научиться любить других, человек должен научиться уважать и любить себя, принимать благосклонность, уважение и любовь окружающих;
11. Способность работать. Способность к эффективной работе – важный показатель эмоционального здоровья; невозможно сосредоточиться на важной проблеме, если человек поглощен своими трудностями и переживаниями; может снижать продуктивность труда и отсутствие уверенности и уважения к себе.
Понимание уровня и специфики своего собственного эмоционального благополучия, путей его повышения, как и эффективности эмоционально -психологического самосовершенствования во многом зависит от способности человека понять самого себя.
Современное общество, расширив возможности для самореализации человека, сделав его жизнь богаче и разнообразнее, породило среди других негативных явлений такие, как напряженный ритм жизни, нарастающую интенсификацию труда, стремительное нарастание информации, уменьшение двигательной активности. Все это приводит к постоянному нервному перенапряжению, длительному стрессовому воздействию, которые могут привести к серьезным нарушениям психической сферы деятельности человека, изменению работы его внутренних органов, серьезным заболеваниям. Это затрудняет жизнь человека, мешает его самореализации. Для того, чтобы уверено чувствовать себя в сложных жизненных ритмах современности, необходимо понимать сущность стрессовых состояний и знать методы борьбы с их негативными проявлениями.
1.2. Факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы[5].
Эмоциональное выгорание является способом психологической защиты от профессиональной деформации, выступает как ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС:
1. наделение сотрудников властными полномочиями;
2. психологические и психические перегрузки (например, неустойчивый график работы, длительное лишение сна, резкие колебание активности в течение рабочего времени, частые дежурства);
3. низкое материальное стимулирование к работе;
4. повышенная ответственность при выполнении своих служебных обязанностей;
5. экстремальность (например, риск, постоянное ожидание опасности, высокая эмоциональная насыщенность служебной деятельности при дефиците позитивных впечатлений);
6. интенсивное общение с объектом профессиональной деятельности (например, осужденные, которые придерживаются криминальных установок для обеспечения своих интересов, целенаправленно создают условия для негативного изменения в структуре личности сотрудника; употребление жаргонных выражений);
7. рост количества осужденных, в первую очередь имеющих различные психические отклонения, появившиеся вследствие возникновения алкогольной и наркотической зависимости;
8. невысокий интеллектуальный уровень развития осужденных (как правило, большинство имеют начальное образование или неполное среднее).
Факторы, связанные с особенностями личности сотрудников:
1. неуверенность в себе;
2. проявление агрессивности как при общении с осужденными, так и коллегами по работе, а так же в быту;
3. отсутствие стремления повышать уровень своего развития, кругозора;
4. завышенные личностные ожидания от службы (отсутствие перспектив продвижения по службе);
5. невысокая профессиональная подготовленность;
6. недостаточный жизненный опыт (принятие на службу молодых людей, не служивших в армии);
7. принятие сотрудником на себя ответственности большей, чем позволяет его профессиональное и личностное развитие;
8. низкий уровень самоконтроля и самокритичности;
9. появления разочарования профессией;
10. проявление конформности (например, подражание сотруднику, имеющему авторитет, вплоть до мелочей);
11. слабое развитие волевых качеств.
Факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник:
1. неадекватный стиль руководства коллективом;
2. напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками;
3. конфликты в семье;
4. низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия и неполноценности.
Факторы среды, вызывающие появление эмоционального выгорания:
Среда, в которой осуществляют деятельность сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеет свои специфические особенности, которые накладывают существенное деформирующее влияние на их личность.
Специфика заключается в следующих основных моментах:
· в высокой степени закрытости, по сравнению с другими гражданскими службами и учреждениями;
· в тесном контакте с криминогенной средой;
· в хронической стрессогенности профессиональной деятельности;
· в высоком уровне эмоциональной окрашенности общения (тесное взаимодействие с осужденными приводит к применению в общении с другими людьми «тюремного лексикона» и т.д.).
Работа в таких условиях может привести к появлению стойкой эмоциональной напряженности, стрессовым расстройствам.
Факторы, которые мешают возникновению профессионального выгорания у сотрудников УИС:
- стремление не останавливаться на достигнутом, повышение своего кругозора и общего уровня развития;
- широкий круг интересов и потребностей;
- хорошо развитая память;
- способность контролировать свои действия;
- адекватная самооценка;
- наличие иммунитета к психологическим воздействиям негативных факторов;
- стремление проявлять эмоциональную сдержанность;
- наличие бдительности во время выполнения служебных обязанностей;
- проявление требовательности в работе;
- проявление волевой устойчивости к негативным факторам;
- стремление отстаивать свою точку зрения;
- проявление настойчивости в сложных ситуациях;
- терпимость к недостаткам окружающих;
- соответствие работы интересам и желанию; внимательное отношение к другим людям, ощущение проявления заботы о нуждах сотрудников со стороны руководства;
- четкость в определении функциональных обязанностей;
- удовлетворенность режимом службы и другие.
Личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром «эмоционального выгорания»- ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание»- это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда данный синдром отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
В профессиональной деятельности люди испытывают нервно- психические и физические нагрузки, которые могут быть разной силы и интенсивности. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает «защищать себя», это проявляется в синдроме «эмоционального выгорания».
Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой.