Тест «Уровень самооценки»
Инструкция: продумайте предлагаемые ниже утверждения, указав по 4-х балльной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:
Я думаю об этом: очень часто – 4 балла;
часто – 3 балла;
иногда – 2 балла;
редко – 1 балл;
никогда – 0 баллов.
Вопросы
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за учебу.
3. Меня волнует мое будущее.
4. Многие люди ненавидят меня.
5. Я менее инициативен, чем другие.
6. Меня волнует мое психическое состояние.
7. Я боюсь показаться невежей.
8. Внешность других намного привлекательнее, чем моя.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто делаю ошибки.
11. Жаль, что я не умею говорить с людьми так, как нужно.
12. Жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Я хотел бы, чтобы другие люди чаще одобряли мои действия.
14. Я чересчур скромен.
15. Моя жизнь напрасна.
16. Многие люди неверно думают обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня слишком многого.
19. Люди не очень интересуются моими достижениями.
20. Я немного стеснителен.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
26. Я чувствую себя скованным.
27. Я уверен, что люди почти всё принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждёт от меня группа.
Интерпретация результата:
0 − 35 баллов – высокий уровень самооценки – означает, что человек, как правило, не отягощён комплексом неполноценности, он правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
36 − 45 баллов – средний уровень самооценки – свидетельствует о том, что человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладиться под мнение других.
46 − 120 баллов – низкий уровень самооценки – сигнализирует о том, что человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается считаться всегда с мнением других и часто страдает от комплекса неполноценности.
Задание 16. Определение способности к самосовершенствованию
(по методике М.П. Лукашевича )
Инструкция: при ответах на вопрос необходимо выбрать только один вариант ответа.
№ | Вопросы | Варианты ответов | ||
нет | частично | да | ||
Знаете ли Вы что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности? | ||||
Обладаете ли Вы серьезным стремлением к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих качеств, способностей? | ||||
Отмечают ли друзья и знакомые Ваши успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии? | ||||
Стремитесь ли Вы глубже узнать самого себя, свои творческие способности? | ||||
Имеете ли Вы свой идеал и побуждает ли он Вас к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию? | ||||
Часто ли Вы задумываетесь о причинах своих промахов и неудач? | ||||
Способны ли Вы к самостоятельному и быстрому овладению новыми видами деятельности, например к изучению иностранного языка самостоятельно? | ||||
Способные ли Вы продолжать решать трудную задачу, если первые 2 часа не дали ожидаемого результата? | ||||
Ведете ли Вы дневник, где планируете свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день) и анализируете, что не удалось из запланированного выполнить и почему? | ||||
Считают ли Вас Ваши друзья человеком способным к преодолению трудностей? | ||||
Знаете ли Вы свои сильные и слабые качества? | ||||
Волнует ли Вас Ваше будущее? | ||||
Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Вас уважали ближайшие друзья и родители? | ||||
Способны ли Вы управлять собой? | ||||
Способны ли Вы сдерживать себя в конфликтной ситуации? | ||||
Стремитесь ли Вы воспитать в себе силу воли или другие качества? | ||||
Добиваетесь ли Вы того, чтобы к вашеймысли прислушались? | ||||
Считаете ли Вы себя целенаправленным человеком? | ||||
Считают ли Вас родители человеком, способным к самообразованию, саморазвитию? | ||||
Считают ли Вас учителя человеком, способным к самообразованию, саморазвитию? | ||||
Считают ли Вас друзья человеком, способным к самообразованию, саморазвитию? |
Обработка и интерпретация результатов теста. Обработайте полученные результаты. Подсчитайте суммарное число полученных баллов, учитывая то, что "нет" – 1 балл, "частично" – 2 балла, "да" – 3 балла. Вы можете определить уровень Вашей способности к самосовершенствованию на основе суммарного количества набранных Вами баллов.
Ключ к обработке результатов определения способности к самосовершенствованию
Суммарное число баллов | Уровень способности к самосовершенствованию |
21−28 | 1-й – очень низкий |
29−32 | 2-й – низкий |
33−36 | 3-й – ниже среднего |
37−40 | 4-й – чуть ниже среднего |
41−44 | 5-й – средний |
45−48 | 6-й – чуть выше среднего |
49−52 | 7-й – выше среднего |
53−56 | 8-й – высокий |
57−63 | 9-й – очень высокий |
Задание 17. Оценка уровня способности к самоуправлению
(По методике В.И. Андреева, М.П. Лукашевича)
Инструкция.Внимательно ознакомьтесь с содержанием вопроса и выберите, пожалуйста, один из предложенных вариантов ответа: 1, 2 или 3.
Тестовый материал:
1.1. Причины своих неудач я вижу в том, что недостаточно правильно оцениваю свои способности и возможности (1 – очень часто, 2 – часто, 3 – редко).
1.2. Я испытываю потребность, используя тестовые и другие методики, более глубоко познать себе, свои творческие, профессиональные, управленческие способности, а также другие личностные качества (1 – очень редко, 2 – периодически, 3 – довольно часто).
1.3. Я думаю, что неплохо разбираюсь в людях, не хуже тех, кто имеет психологическое образование (1 – думаю, что нет, 2 – когда как, 3 – так).
1.4. Мое обращение и мои поступки часто бывают непредсказуемы даже для меня самого (1 – так, 2 – когда как, 3 – нет).
2.1. Я знаю, чего хочу и как этого можно добиться в ближайшие два-три года (1 – мои планы и желания часто меняются, 2 – мои планы и желания вряд ли кардинально изменятся, 3 – я точно знаю, чего хочу и как этого достичь).
2.2. Мои друзья считают меня человеком целеустремленным (1 – нет, 2 – некоторые, 3 – да).
2.3. Для меня характерны настойчивость и упорство в достижении цели
(1 – скорее, нет, 2 – когда как, 3 – да).
2.4. Мои суждения и мнения часто не совпадают с мнением коллектива
(1 – редко, 2 – периодически, 3 – часто).
3.1. Для меня характерны усидчивость и высокая работоспособность (1 – скорее нет, 2 – когда как, 3 – да).
3.2. Я тщательно планирую свои дела на день, неделю, месяц, год (1 – нет, 2 – когда как, 3 – да).
3.3. Друзья считают меня достаточно ответственным человеком (1 – скорее нет, 2 – некоторые, 3 – да).
3.4. Я стараюсь рационально и с пользой для дела распределять свое время (1 – мне это не удается, 2 – удается иногда, 3 – чаще всего удается).
4.1. Друзья считают меня человеком решительным и энергичным (1 – скорее нет, 2 – некоторые, 3 – да).
4.2. Мне нравятся люди деловые и рациональные (1 – скорее, нет, 2 – когда как, 3 – так).
4.3. Мне кажется, что я человек одержимый (1 – нет, 2 – иногда так, 3 – да).
4.4. Кажется, все, что я планирую, в основном выполняю (1 – чаще всего нет, 2 – когда как, 3 – да).
5.1. Друзья считают меня человеком самостоятельным и независимым (1 – думаю, что нет, 2 – некоторые, 3 – так).
5.2. Многие дела в нашем коллективе делаются по моей инициативе (1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – очень часто).
5.3. Я придерживаюсь точки зрения, что инициатива наказуема, то есть если ты что-то предложишь, то тебе же это поручат сделать. Поэтому со своими идеями лучше не "высовываться" (1 – думаю, что это так, 2 – когда как, 3 – нет).
5.4. Мои коллеги по работе считают меня человеком ответственным и обязательным (1 – думаю, что нет, 2 – кто как, 3 – да).
6.1. Все, что я делаю, я предпочитаю делать не спеша, аккуратно и качественно (1 – не всегда, 2 – когда как, 3 – это для меня характерно).
6.2. Друзья считают мине человеком дисциплинированным и точным (1 – думаю, что нет, 2 – некоторые, 3 − да).
6.3. Мне часто не хватает самокритичности (1 – да, 2 – иногда, 3 – нет).
6.4. Мне нравится работа, которая требует скрупулезности и точности выполнения (1 – да, 2 – когда как, 3 – я способен и на такую роботу).
7.1. Мне кажется, что при оценке себя: 1 – я чаще всего недооцениваю свои способности; 2 – я чаще всего переоцениваю свои способности; 3 – я оцениваю свои способности довольно правильно и объективно.
7.2. Я часто ловлю себя на мысли, что выполняю работу, которая для меня: 1 – не совсем интересна по своему характеру; 2 – доставляет много трудности; 3 – интересная и творческая.
7.3. Мои педагоги считали (считают), что я учился: 1 – значительно ниже своих способностей; 2 – немного ниже своих способностей; 3 – в соответствии со своими способностями.
7.4. Я думаю, что в жизни я добился бы значительно более, если бы: 1 – ставил и решал больше сложные задачи; 2 – проявлял больше энергии и силы воли; 3 – не мешало стечение обстоятельств.
8.1. Мои друзья и близкие считают, что я человек с развитым самовнушением (1 – да, 2 – точно не знаю, 3 – нет).
8.2. В случае конфликта или стрессовой ситуации мне удается отвлечься от неприятностей (1 – далеко не сразу, 2 – когда как, 3 – сравнительно быстро).
8.3. Мое расположение духа изменяется (1 – резко и часто, 2 – смотря по обстоятельствам, 3 – не часто).
8.4. Приступая к новому виду деятельности: 1 – я медленно вхожу в работу; 2 – я каждый раз по-разному вхожу в работу; 3 –я сравнительно быстро вхожу в курс дел.
9.1. Я овладеваю новыми видами деятельности (1 – сравнительно медленно, 2 – когда как, 3 – сравнительно быстро).
9.2. Выполняя работу, я стараюсь: 1 – сделать ее как можно быстрее; 2 – сделать ее как можно качественнее; 3 – усовершенствовать способы и методы ее выполнения.
9.3. Что я думаю относительно самообразования и саморазвития: 1 – это для меня трудная проблема; 2 – это трудная проблема, но ее можно решить и я пытаюсь это сделать; 3 – этой проблеме я постоянно уделяю много внимания.
9.4. Читая литературу, я отдаю преимущества: 1 –художественной литературе; 2 – специальной литературе; 3 – стараюсь разнообразить ее список.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Номер избранного варианта представляет собой соответствующее количество набранных баллов. Подсчитайте набранные вами баллы и определите по соответствующей сумме баллов уровень ваших способностей к самоуправлению по приведенной ниже таблице. Наибольшей сумме баллов соответствуют наиболее развитые типы способностей, которые и определяют ваши ведущие (главные) способности к самоуправлению и соответственно их тип. Определите тип способностей, для этого подсчитайте в следующем порядке:
Оценка уровня способностей | Тип способностей личности к самости |
к самопознанию (1.1+ 1.2+ 1.3+ 1.4)= | самопознающийся |
к самоопределению (2.1+ 2.2+ 2,3+ 2.4)= | самоопределяющийся |
к самоорганизации (3.1+ 3,2+ 3.3+ 3.4)= | самоорганизующийся |
к самореализации (4.1+4.2+ 4.3+ 4.4)= | самореализующийся |
к самодеятельности (5.1+ 5.2+ 5.3+ 5.4)= | самодеятельный |
к самоконтролю (6.1+ 6.2+ 6.3+ 6.4)= | самоконтролируемый |
к самооценке (7.1+ 7.2+ 7.3+ 7.4)= | самокритичный |
к самовнушению (8.1+ 8.2+ 8.3+ 8.4)= | самовнушаемый |
к саморазвитию (9.1+ 9.2+ 9.3+ 9.4)= | саморазвивающийся |
к самоуправлению = сумма всех названных выше показателей проявлений «самостей» | самоуправляемый |
Оценка результатов уровня способностей к самоуправлению
Номер варианта | Характеристика уровня | Сумма баллов |
Очень низкий | 36−44 | |
Низкий | 45−52 | |
Ниже среднего | 53−60 | |
Чуть ниже среднего | 61−68 | |
Средний | 69−76 | |
Чуть выше среднего | 77−84 | |
Выше среднего | 85−92 | |
Высокий | 93−100 | |
Очень высокий | 101−108 |
Задание 18. Пройдите тест и диагностируйте наличие у себя мотивации на успех или боязнь неудачи.