Анализ кассовых и фактических расходов
Все расходы бюджетных учреждений подразделяются на кассовые и фактические.
Кассовыми расходами(КР) считаются все суммы, перечисленные с текущего счета в отделении казначейства в оплату своих обязательств на счета поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на счета получателей средств по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам). Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов.
Кассовые расходы показывают средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных средств на каждую конкретную дату. На величину кассовых расходов оказывают влияние факторы:
- остатки денежных средств организации на начало года,
- сумма полученных средств из бюджета;
- остатки денежных средств организации на конец года.
КР = О н.г. + П – О к.г.
Фактические расходы(ФР) — это действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате, стипендиям. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов.
Взаимосвязь фактических расходов и основных групп факторов, под влиянием которых формируется их величина, может быть записана в следующем виде:
ФР = КР – (Δ ЗК + Δ ОМ + Δ ЗД + Δ ПЛ)
где Δ - изменение всех факторов представлено в виде разницы их величины на начало и конец отчетного года.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы — полноту их использования.
Важнейшим этапом анализа расходов является изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами. Оно может характеризоваться равенством между ними, превышением кассовых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми. Исследование существующей между ними объективной взаимосвязи и зависимости позволяет выявить производственные и финансовые ситуации, возникшие в процессе исполнения сметы.
Однако на практике равенство возможно лишь в том случае, когда движение средств на текущем счете учреждения и списание расходов происходят одновременно, например, при оплате оказанных услуг по предъявленному счету (взнос абонентской платы за пользование телефоном, потребление электроэнергии, воды, за отопление и др.).
В большинстве же случаев кассовые и фактические расходы по времени осуществления и абсолютной величине не совпадают. Это связано с тем, что не все денежные средства, перечисленные с текущего счета в казначействе или в обслуживающем банке, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения.
Например, сумма начисленной заработной платы за декабрь может не равняться сумме израсходованных денежных средств со счета в банке за этот же месяц, так как выплата заработной платы за последний месяц года будет произведена в январе. Кроме того, учреждение может оплатить счет за оборудование, приборы, инструменты, но в отчетном году их не получить. Значит, кассовые расходы были произведены, а для отражения фактических расходов основания нет. Оно наступит после получения оплаченных материальных ценностей и ввода их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит на следующий финансовый год и отражается в балансе об исполнении сметы расходов
в виде дебиторской задолженности. Характерно, что в описанной ситуации остатки расчетов с прочими дебиторами и кредиторами увеличатся по сравнению с их наличием на начало года.
Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.
Основными задачами исполнения смет расходов являются:
- изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;
- изучение состава и структуры расходов;
- оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;
- выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных и научных учреждений; обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.
Источники информации:
- отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учреждений (форма № 2);
- баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений (форма № 1);
- карточки учета расходов и данные первичного учета затрат материальных ресурсов, труда и заработной платы;
- акты ревизий и проверок;
- данные бюджетных учреждений по учету кассовых и фактических расходов.
Тема30 Анализ финансирования учрежденийУИС
§ Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.
§ Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов формы №2».
Анализ структуры доходов бюджета учреждения УИС
Таблица 1
Смета доходов бюджета Учреждения УИС
(руб.)
Доходы | Доходы, утвержден-ные | Кассовое исполнение бюджета | Неисполненные назначения | Удельный вес, % |
Анализ данных таблицы 1 показал, что смета доходов выполнена учреждением с превышением на 10,53% за счет госпошлины от регистрации прав на недвижимость (9.24%) и плата о предоставлении информации о правах на недвижимое имущество (0,84%). Однако по некоторым статьям наблюдается недовыполнение сметы доходов, например, по статье «оказание платных услуг и компенсация затрат». Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, в соответствии с пунктом 1 статьи 232 Кодекса направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. Таким образом, все доходы, полученные сверх утвержденных направляются на финансирование самого учреждения, что является дополнительным стимулом к их получению.
На основании данных отчетов о движении основных средств составлена таблица 2, отражающая динамику стоимости основных средств за период с 2005 по 2007 годы в разрезе по показателям.
Рассмотрим более подробно смету расходов и ее исполнение в динамике для того, чтобы разработать рекомендации по совершенствованию системы исполнения бюджета.
Таблица 3
Смета расходов бюджета на 01.01.2010г.
(руб.)
Расходы | Бюджетные ассигнования | Кассовое исполнение бюджета | Неисполненные назначения | Удельный вес, % |
Заработная плата | ||||
Прочие выплаты | ||||
Начисления на оплату труда | ||||
Услуги связи | ||||
Транспортные услуги | ||||
Коммунальные услуги | ||||
Арендная плата | ||||
Услуги по содержанию имущества | ||||
Прочие услуги | ||||
Прочие расходы | ||||
Увеличение стоимости основных средств | ||||
Увеличение стоимости МПЗ | ||||
Перечисления другим бюджетам | ||||
ИТОГО |
Анализ исполнения сметы расходов показал, что в данной организации смета расходов исполнена практически полностью в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
Содержание анализа исполнения сметы внебюджетных средствопределяет следующие его задачи: - анализ производственных показателей по каждому конкретномувнебюджетному средству; - анализ соответствия сумм полученных доходов суммамосуществленных расходов; - изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам
внебюджетных средств