ГААГСКИЕ КОНВЕНЦИИ

Несмотря на быстрое развитие новых форм обмена в международном торговом обороте, договор купли-продажи товаров по-прежнему играет в нем основную роль. Поэтому внимание специалистов, занимающихся унификацией норм международной торговли, направлено именно на этот тип договора.

Работы по унификации права, регламентирующего международную куплю-продажу, были начаты Институтом унификации частного права в Риме в 1926 г. Далее в 1928 г. и затем в 1930 г. работа была продолжена Конференцией международного частного права в Нидерландах и упомянутым институтом. Результатом работы явился предварительный проект, основной задачей которого было создание свода международных законов, касающихся сущности купли-продажи.

В 1935 г. предварительный проект был представлен Совету Лиги Наций, а затем его передали правительствам стран-участниц с целью сбора мнений о нем. Дальнейшая работа над проектом была прервана Второй мировой войной и возобновилась в 1951 г.

В 1964 г. полномочные представители 28 государств подписали Заключительный акт дипломатической конференции, в ходе которой разработали:

• Конвенцию, касающуюся унифицированного права по заключению договоров о международной купле-продаже товаров (Гаагская конвенция о заключении договоров 1964 г.);

• Конвенцию, касающуюся унифицированного права по международной купле-продаже товаров (Гаагская конвенция о купле-продаже 1964 г.).

Гаагская конвенция о купле-продаже состоит из 15 статей и приложения к Конвенции, состоящего из 6 глав. Первые две главы являются вводными - в них определяется сфера применения права и приводятся общие положения и определения. При этом значительная часть этих определений выступает компромиссом между определениями различных систем. В гл. III и IV представлена самая важная часть унифицированного права - обязанности продавца и покупателя. В оставшихся двух главах приведены нормы, содержащие изложение общих проблем из сферы обязательств покупателя и продавца, а также вопросы перехода рисков.

Почти сразу же после подписания Гаагских конвенций стало очевидным, что они не получат широкого международного одобрения. Одно из самых серьезных обвинений заключалось в том, что их разрабатывал определенный круг специалистов из высокоразвитых государств без участия мнения развивающихся стран. В такой ситуации возникла необходимость приступить к разработке единого режима международной купли-продажи, который одобрила бы вся международная общественность.