Дорожно-транспортные происшествия (катастрофы)
В последние годы на дорогах ежегодно возникают десятки тысяч автомобильных аварий и катастроф).
Мировой опыт оказания ЭМП при травматических повреждениях свидетельствует о том, что противошоковые мероприятия, проведенные в первые 6 ч после травмы, снижают смертность на 25—30 %. Известно также, что в ряде случаев уже через 1 ч шок может стать необратимым. По данным ВОЗ, из числа погибших 20 % могли быть спасены, если бы медицинская помощь им была оказана сразу же на месте происшествия. Вместе с тем, если дорожно-транспортное происшествие произошло вдали от населенного пункта, оказание ЭМП в большинстве случаев задерживается. Среди травм, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий, наиболее часто отмечаются следующие: черепно-мозговые, ранения грудной клетки и живота, переломы длинных трубчатых костей конечностей, обширные раны мягких тканей. Механические травмы могут осложняться термическими ожогами. Раны обычно рваные, часто загрязнены землей, как правило, глубокие. Столбнячная палочка обнаруживается в 33 % загрязненных ран. Травмы у детей (которые составляют 8—14 % среди пострадавших взрослых) по локализации не отличаются от таковых у взрослых, но пострадавшие дети, как правило, чаще находятся в состоянии шока. Особого внимания заслуживают беременные женщины, попавшие в катастрофу. Мировая статистика свидетельствует о том, что в среднем у 5 % женщин возникают нарушения нормального течения беременности в разные ее сроки.
Своевременность ЭМП во многом зависит от места автокатастрофы. Если она произошла в городе (поселке) или вблизи его, представители службы безопасности движения (ГАИ) имеют возможность в кратчайший срок вызвать бригаду «Скорой медицинской помощи».
При дорожно-транспортном происшествии вдали от населенных пунктов время начала оказания ЭМП, как правило, задерживается и во многом зависит от расстояния до лечебного учреждения, готовности бригады «Скорой медицинской помощи» к немедленному выезду на место происшествия. В фазе изоляции (до прибытия медицинских работников) основой спасения жизни людей, попавших в автокатастрофу, является первая медицинская помощь, оказываемая в порядке само- и взаимопомощи, а также организации транспортировки пострадавших в ближайшее лечебное учреждение.
Оповещение лечебного учреждения о дорожно-транспортном происшествии осуществляется, как правило, работниками ГИБДД, реже — свидетелями происшествия. Время выезда бригады ЭМП к месту происшествия и хорошо организованная работа увеличивают шансы пострадавших на выживание. Известно, что смертность среди получивших травму увеличивается на 0,5 % за каждый час отсрочки хирургического вмешательства. В связи с этим количество врачебных бригад, выправляемых на место происшествия, должно быть—одна бригада на 1—2 пострадавших.