В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы, однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается.
В ранней юности закладываются основы мировоззрения (происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества). Центральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ранняя юность – это возраст дальнейшего развития самосознания. На основе самооценки возникает потребность в самосовершенствовании.
Главная забота девушек и юношей – это выбор профессии, а правильнее – выбор формы ее получения (в профессионально учебном заведении или путем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации).
Юношеский (18-23 года)возраст представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрос-лостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступает в него уже постпубертатными, однако, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.
Социальное положение юношества неоднородно. Юность – завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Юность – это возраст огромных личностно значимых приобретений: дру-зей, любимых, специальности, собственного жилья и т.д. Ведущие потреб-ности юности – это потребности в социальном и профессиональном само-определении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.Основные психологические новообразо-вания личности на данной стадии становления – самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профес-сиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность
[1] См.: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М., 2002. С. 6..
[2] См.: Там же. С. 7.
[3] См.: Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998. С. 16.
[4] См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 64 – 65.
[5] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 24.
[6] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С. 28 – 29.
[7] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 50.
[8] См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 - 298.
[9] См.: Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 227.
[10] См.: Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54.
[11] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 42.
[12] См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 310.
[13] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 46.
[14] См.: Дружинин В.Н. Указ. соч. С. 309.
[15] См.: Психология: Слов. С. 428.
[16] См.: Там же. С. 299.
[17] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 74 – 75.
[18] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ соч. С. 75.
[19] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 35.
[20] См.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С.93 – 94.
[21] См.: Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.,1995. С. 289.
[22] Крысько В.Г. Указ. соч. С. 154-155.
[23] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 153.
[24] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 227.
[25] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 160.
[26] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.
[27] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.
[28] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 256.
[29] См.: Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 514 – 515.
[30] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С 119.
[31] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 184.
[32] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 100.
[33] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 149.
[34] См. Там же. С. 150.
[35] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 151.
[36] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 153.
[37] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 90.
[38] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 92.
[39] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 93.
[40] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 155.
[41] См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231.
[42] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 115.
[43] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 169.
[44] См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.
[45] См.: Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.
[46] См.: Психология: Слов. С. 264.
[47] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 163.
[48] См.: Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142.
[49] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С.111.
[50] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 116.
[51] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 178.
[52] См.: Там же. С. 178.
[53] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 184.
[54] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 187.
[55] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 190.
[56] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 194.
[57] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 208.
[58] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 209.
[59] См.: Там же. С. 211.
[60] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 269.
[61] См.: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
[62] См.: Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.
[63] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 129.
[64] Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 118.
[65] Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 140.
[66] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248.
[ психологических понятий. М., 1984. С. 140.
[66] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248.
[67] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 23.
[68] См.: Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000.С. 272.
[69] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 202.
[70] См.: Крысько В.Г. Указ соч. С. 216.