Вопрос 29. Продукция предприятия, её конкурентоспособность.

 

Результатом производственной деятельности хозяйствующего субъекта является его продукция, которая выступает в виде продук­та или услуги.

Продукт — изделие, получаемое из исходного сырья и мате­риалов технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, про­дукты (изделия) — это объекты, имеющие вещную форму и способ­ные удовлетворять те или иные потребности. Общество как сово­купный потребитель заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-веществен­ной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент, причес­ка, а не стоимость этой услуги).

Услуга — такой вид деятельности, который не меняет нату­рально-вещественной формы продукта, добавляет к его первоначаль­ной стоимости (цене) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг являются ремонт бытовой техники, перевоз­ка грузов, мелирование, рекламирование товара. Выделяют услуги социальные и культурно-бытового назначения. Продукты в их на­турально-вещественной форме учитываются в натуральных (физи­ческих) единицах измерениях (шт., т, м и т.д.).

Учет в натуральных единицах измерения осуществляется в том случае, если продукция однородна по назначению и содержанию.

В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов кроме натуральных единиц измерения применяются условно-нату­ральные единицы измерения.

Данный измеритель целесообразен в том случае, когда произ­водится много разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств, но разных по назначению. Про­изводство туалетного мыла можно учитывать не только по физи­ческому весу (это необходимо для определения потребности в сред­ствах перевозки), но и по содержанию основного вещества (жира) в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержа­ние активно действующего начала. В тех случаях, когда разновид­ности сходной продукции производятся на одном и том же обору­довании, применяют условные единицы учета продукции, пересчи­тывая физический объем каждой разновидности в условные едини­цы, которыми служат более или менее произвольно выбранные конкретные разновидности такой продукции (коэффициенты пере­счета в этом случае устанавливаются по весу, объему, затратам ра­бочего времени, по потреблению электроэнергии и т. д.).

Стоимостный измеритель позволяет получить сводные дан­ные на любом уровне обобщения (от отдельных видов продукции, производимых одной фирмой до народного хозяйства в целом). Ос­новой учета продукции является денежный измеритель. В зависи­мости от полноты общественно необходимых затрат денежные из­мерители могут быть представлены по конкретным видам продук­ции себестоимостью ее единицы или ценой.

В рыночной экономике и себестоимость и цена, по которой Продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер. Однако условия рыночной конкуренции приводят к выравниванию, стандартизации цен, чт0 делает их гораздо более объективным инструментом оценки объ­ема продукции, чем себестоимость ее единицы, которая остается всегда индивидуальной вследствие различий в производстве.

Для измерения объема работы, услуг может применяться трудовой измеритель в затратах рабочего времени (часах).

Вся продукция, производимая в рамках хозяйствующего субъек­та, должна соответствовать установленным требованиям, стандар­там, должна быть сертифицирована.

Конкурентоспособность — это характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту. Базовой оценкой конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя и требований рынка.

При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает потребительские свойства товаров, выясняет степень соответствия собственным запросам.

Каждая потребность обладает определенными свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют сущность потребности, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров совершается покупка.

Для того чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать как его потребностям по техническим параметрам, так и финансовым возможностям (цена потребления товара), при этом покупатель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, т. е. оптимизировать свои полные затраты.

Поскольку требования к каждому отдельному товару складываются под воздействием обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем.

Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения определенной общественной потребности, получает тот, который наиболее полно ей соответствует. Это выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.