Вопрос 8. Среда функционирования : Внешняя среда и ее состав

Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в зна­чительной степени определяются его внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздейство­вать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта. Само предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого, хозяйствующий субъект вынужден приспосаб­ливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность   Факторы внешней среды ока­зывают как прямое воздействие на результаты деятельности хозяй­ствующего субъекта, так и косвенное через другие факторы, вслед­ствие чего они делятся на факторы прямого воздействия и факторы: косвенного воздействия.    
                   
         


Поставщики Посредники Предприятие Посредники Поставщики

                                   
           
               
 
 
 

 


Конкуренты

 
 

 

 


Контактные аудитории

 

 

Рис.4 Элементы микросреды предприятия

 

К факторам прямого воздействия относятся: государственные органы управления, поставщики, потребители, конкуренты. Они непосредственно влияют на принятие решений хозяйствующего субъекта в сфере хозяйственной деятельности. Они выступают в определенной степени спектром некоторых ограничений. Государ­ство регулирует экономическую деятельность через законодатель­ные и нормативные акты, постановления правительства, налоговые льготы, субсидии, ставки, проценты и т.д.

Фактор поставщики можно подразделить на поставщиков ма­териальных ресурсов, технологий, техники, персонала, финансов.

Поставщики материальных ресурсов как фактор развития хо­зяйствующего субъекта имеют важное значение, так как требуют постоянного анализа цен на материальные ресурсы, условий постав­ки, возможностей поставщиков, требуют постоянных маркетинго­вых исследований.

Не менее важным фактором в данной группе является фактор поставщики технологий, техники.

Проблемы невысокой платежеспособности, низкой инвести­ционной активности, недостаточности финансовых ресурсов в машиностроительном комплексе приводят к тому, что хозяйствующий субъект закупает не самое передовое оборудование. Продукция становится неконкурентоспособной по цене, использование заниженных норм амортизации приводит к потере общей конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Использование высоко производительных машин и оборудования, более экономичных эксплуатации, но более дорогих по цене, становится возможны только посредством лизинга.

Фактор поставщики персонала сегодня стратегически важен Чтобы сформировать производственный коллектив высокопрофессиональных работников, мобильный, гибкий, способный к быстрой адаптации, к изменениям рыночной инфраструктуры, должна быть большая кропотливая работа по планированию и подбору пер­сонала через центры занятости, агентства по подбору и подготовке, переподготовке кадров.

Поставщики финансовых ресурсов играют особую роль как в формировании стартового капитала на стадии создания хозяйству­ющего субъекта, так и в получении инвестиционных кредитов на стадии развития. К данной группе поставщиков относятся: банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды, государственные фонды, фонды поддержки малого и среднего бизнеса, лизинговые компании и др. Выбор поставщика финансовых ресурсов связан с множеством условий.

Потребители как фактор имеют важное значение с точки зре­ния ценообразования, использования системы скидок, льгот при приобретении крупных партий товаров, возможности предоплаты в условиях неплатежей и т.д.

Конкуренты, конкурентная среда и барьеры входа являются серьезным фактором прямого воздействия на деятельность хозяй­ствующего субъекта. Данная группа факторов определяет как усло­вия функционирования хозяйствующего субъекта, так и величину прибыли, отвлекаемую на создание оптимальных условий конку­рентной среды.

Ко второй группе факторов, или макросфере относятся факторы косвенного воздействия, т.е. факторы, которые не могут показать прямого воздействия на деятельность фирмы, но тем не менее влияют на неё в более общем плане.

Макросреда включает шесть основных групп факторов (см. рис. ):

 

 
 


Экономические

факторы

Политические Демографические

факторы факторы

 

Предприятие

 
 


Природно-экологические Научно-технические

факторы факторы

Культурно-исторические

Факторы

 

Рис.5 Факторы макросреды

 

  • политические факторы ( государственный строй, государственное устройство, партии и их влияние, государственное законодательство и право и др.);
  • экономические факторы ( экономическая система, состояние экономики и конъюнктура рынка, экономическое и налоговое законодательства, государственная политика во внешней торговле и др.);
  • демографические факторы ( численность, состав и структура населения, тенденции изменения демографической структуры населения, социальный состав населения, средний уровень доходов и доходы отдельных социальных групп;
  • научно-технические факторы (научно- технические открытия, изменения в технологии производства, внедрение новых видов продукции и материалов и т. д.);
  • национально-культурные факторы (установки, жизненные ценности и традиции, религиозные учреждения, наличие малых культурных и национальных групп и т.д.)
  • природно-экологические факторы (климат, обеспеченность природными ресурсами, экологическая безопасность, экологические нормы и правила).

Внешняя среда фирмы характеризуется тремя параметрами: сложностью, подвижностью, неопределённостью.

Под сложностью внешней среды понимаются число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия.

Неопределённость внешней среды определяется количеством и точностью информации, которой располагает предприятие.

Особое место в группе факторов внешней среды занимают тех­нические факторы и технологии, которые являются одновременно внутренней переменной хозяйствующего субъекта и внешним фак­тором большого значения. Технологическая среда развивается, со­вершенствуется, создавая при этом дополнительные возможности и ограничения. Хозяйствующий субъект должен приспосабливать­ся к техническим и технологическим изменениям и использовать и для получения преимуществ среды конкурентов, Силы конку­ренции стимулируют технологический процесс. Используя технологии высокого уровня, хозяйствующий субъект быстро реагирует на новые разработки и сам предлагает нововведения, что влияет на эффективность производства.

Роль социально-культурных и национальных факторов состоит в том, что они определяют специфические установки для хозяйствующего субъекта. Принятые установки, жизненные ценности традиции влияют на успешность его деятельности.

Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия, такие факторы практически не поддаются формализованному описанию, требуется большой объем информации, которая довольно часто не имеет количественного и однозначного толкования.